Уроки истории Граждане сами виноваты, или декрет «Об устранении волокиты»
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день 100 лет назад – 30 декабря 1919 года – Совет народных комиссаров принял Декрет «Об устранении волокиты». В отличие от других – многословный, двухстраничный. С преамбулой: «За 2 года революционной борьбы рабочий класс построил стройную систему советских учреждений, центральных и местных. Свои мероприятия рабоче-крестьянская власть проводит в жизнь, встречая и отражая бешеный натиск международной буржуазии в лице Антанты и ее агентов. Преодолевая все эти препятствия, советская власть неоднократно принимала меры, чтобы в корне пресечь канцелярскую волокиту в центре и на местах».
Действительно, всего 2 года, а Декрет о волоките был отнюдь не первым. Еще в ноябре 1918-го на Чрезвычайном съезде Советов была принята строжайшая директива, и в январе 19-го – соответствующий декрет. Получается, с чего начинался год, тем и кончался – призывами к советским чиновникам «заменять переписку переговорами по телефону, а написание многочисленных деловых бумаг – короткими телефонограммами, и, что особенно важно, каждое предписание должно обязательно проверяться».
Очевидно, что глубина проблем, конфликтов, причем сугубо будничных, бытовых и мелких, была столь велика, что всё буксовало. И единственное, что разъяснял декрет, это необходимость навести порядок в «порядке рассмотрения жалоб между центральными и местными инстанциями».
Чем дальше читаешь этот декрет, тем больше уверенности, что для решения бюрократических проблем будет создана еще одна бюрократическая структура. Но нет. Описание безрадостной картины проволочек, повсеместного отказа от рассмотрения жалоб, «отфутболивания» просителя – этот термин появится, правда, позже, с развитием спорта – вся эта знакомая потом другим поколениям советских граждан ситуация заканчивается несколько неожиданным выводом: «Минуя высшее учреждение, которому непосредственно подчинено учреждение или должностное лицо, действия которого обсуждаются, и принося жалобу прямо в центр, граждане тоже создают волокиту вместо того, чтобы содействовать ее устранению, так как центр должен навести справки на местах, изучить вопрос и таким образом задержать рассмотрение жалобы».
Вот как. Оказывается, граждане сами виноваты, что их жалобы не могут возыметь действия. Не надо жаловаться сразу на самый верх, в самый центр. Жаловаться надо по тому месту, которое «болит». Что ж, в принципе, логично. Да только практика показывала, что это как раз и не работает. И что можно было сделать? Что из себя представляла постановляющая часть Декрета? 4 пункта: «Первое. Предписать всем губернским исполкомам опубликовать повсеместно постановление VI съезда от ноября 18 года и настоящее постановление. Второе: всем инстанциям неуклонно наблюдать за проведением в жизнь указанных постановлений».
Это просто какой-то круговорот воды в природе! Административный восторг! Чудеса казуистики! Только пункт третий сулит какие-то подвижки: «Впредь привлекать к законной ответственности и карать по приговору народных судов всех лиц, виновных в несоблюдении постановления VI съезда». Вроде бы, здорово, но, право, лучше было бы четко определить для бюрократов сроки рассмотрения ими жалоб трудящихся. А этого как раз в декрете нет.
Зато в четвертом пункте трудящихся призывают «избегать явно неосновательных требований составления протокола по фактам волокиты в решении их вопросов и, наоборот, требовать составления протоколов, когда такая волокита имеет место».
Без комментариев.