Уроки истории Сомнения Верховного Главнокомандующего и успехи сил Конева
Персоны
Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день в 1945 году войска 1-го Белорусского фронта прорвали познанский рубеж обороны противника и окружили немецкую группировку в Познани. Кстати, в этот день, одиннадцатый с начала масштабного наступления на советско-германском фронте, операцию решено было именовать Висло-Одерской. Об этом пишет в своих воспоминаниях маршал Жуков. Первоначальное наименование операции было Варшавско-Познанская операция. Но эти цели наступления были уже достигнуты, а наступление, естественно, продолжалось.
Впрочем, у Верховного Главнокомандующего, судя по словам Жукова, возникли некоторые сомнения: «Выслушав мой доклад, Верховный спросил, что мы намерены делать после взятия Варшавы, Лодзи, Быдгоща и Познани. «Противник деморализован и не способен оказывать серьезное сопротивление», – ответил Жуков. «С выходом на Одер вы оторветесь от левого фланга 2-го Белорусского фронта Рокоссовского более чем на 150 километров», – возразил Сталин. – «Этого сейчас делать нельзя. Надо подождать, пока Рокоссовский закончит операцию в Восточной Пруссии и перегруппирует свои силы за Вислу».
Жуков, командовавший 1-м Белорусским фронтом, настаивал на продолжении наступления на своем центральном участке, непосредственно ведущим на Берлин. Правда, просил выделить ему одну дополнительную армию для прикрытия правого фланга, чтобы избежать возможного контрнаступления немцев из прибрежного района на Балтике. В тот день определенного решения принято не было. Во многом потому что Рокоссовский наступал успешно. Танковый корпус 6-й Гвардейской армии в тот день захватил город Эльбинг. К исходу дня была прорвана оборона противника во всем Алленштейнском укрепрайоне немцев.
Итак, войска 2-го Белорусского фронта устремились на север. И это привело к тому, что правый фланг фронта, которым командовал Жуков, растянувшись на 160 километров, оказался открытым, или, правильней сказать, слабо защищенным.
События покажут, что упорное сопротивление немцев в Восточной Пруссии в районе Кенигсберга на несколько месяцев отвлечет на себя силы Рокоссовского и силы Прибалтийского фронта, тогда как на берлинском направлении выход на рубеж реки Одера произойдет на всем ее протяжении уже к концу января.
Особенно впечатляющим был успех 1-го Украинского фронта. Им командовал маршал Конев. К этому дню его войска уже преодолели почти 500 километров, первыми форсировали Одер в его верхнем течении и захватили плацдарм на левом берегу. В своих воспоминаниях Конев описывает новую проблему, с которой столкнулись его войска: «В нашем оперативном тылу оставались подвижные танковые и механизированные войска противника. Прибыв в разгар наступления на передовой командный пункт на окраине города Ченстохова, я узнал, что прямо на нас движется из нашего же тыла крупная вражеская группировка. По первым преувеличенным впечатлениям – целый танковый корпус. В действительности оказалось, что это была одна танковая дивизия, обросшая примкнувшими к ней разрозненными частями. Известие малоприятное, но для меня неожиданное», – замечает маршал Конев. – «У меня был под рукой резервный танковый корпус, который мы развернули навстречу немцам, и даже частью сил корпус остановил идущие на Ченстохов немецкие танки. Причем большая часть немцев была взята в плен. Дело обошлось даже без затяжного боя на истребление».