Уроки истории «Красные – грабители и убийцы, белые – «честные до донкихотства»: дневник В.В. Шульгина
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».
В эти дни 100 лет назад – в конце января 1920 года – Василий Витальевич Шульгин. известный общественный деятель, один из тех, кто в феврале 17-го убедил императора Николая Второго подписать манифест об отречении от престола, находясь в Одессе, начал вести дневник, который потом составит книгу с характерным названием «1920-й».
Показательно, что ее первые страницы, по сути, – подведение итогов, указание причин поражения Белого движения, хотя Гражданская война продлится еще целый год.
Начинает Шульгин с горько-ироничного противопоставления красных и белых: «Красные – грабители, убийцы и насильники. Они истребляют «буржуев» тысячами. Для них нет ничего святого... Значит, белые воюют с красными именно потому, что они совсем «обратные». Белые – честные до донкихотства. Грабеж у них – несмываемый позор. Белые убивают только в бою. Кто расстрелял пленного – тот лишен чести. Он не белый – он палач. Белые – джентльмены, они вежливы с мирным населением. Белые тверды, как алмаз. Карающий меч в их руках – неумолим, но ни единый волос не спадет с головы человека безвинно. Белые почтительные. Старшие – строги и ласковы, младшие – почтительны и преданны. Белых тошнит от пьянства и матерщины. Белые не презирают русский народ. Они не интернационалисты, но они – русские».
Прервем цитату. Чем дальше погружаешься в этот смысловой ряд, выстроенный Шульгиным, тем яснее понимаешь, что все характеристики белых – напыщенны, пафосны и не соответствуют реалиям. Собственно, это он и утверждает. Идеализация белых не имеет ничего общего с действительностью. И Шульгин справедливо продолжает: «Итак, белые – почти святые – и начали это белое дело, но что из этого вышло? Я», – пишет Шульгин, – «прекрасно помню, какое сильное впечатление испытал, услышав впервые знаменитое сейчас выражение «от благодарного населения». Юноша, 18 лет, юнкер. На нем был свежий новенький полушубок. Кто-то спросил его «Петрик, откуда это у вас?». – «Откуда? От благодарного населения, конечно». И все засмеялись».
Этот юнкер для Шульгина – пример моральной деградации всего возвышенного, добродетельного и неподкупного. Шульгин описывает метаморфозу превращения приятного, образованного, знающего три языка аристократа в сиятельнейшего хулигана с обнаглевшей улыбкой. Шульгин приходит к печальному выводу, что за 2 года Гражданской войны лозунг «Грабь награбленное» овладел умами всех – и красных, и белых. Прошли времена безупречных гвардейских офицеров, молоденьких дам-смолянок. На смену им появились, по словам Шульгина, «большевизированные Рюриковичи, которые небрежно роняют: «А, это – от благодарного населения».
По мнению Шульгина это – для кого-то, может быть, и не главное обстоятельство, вызванное к жизни гражданской смутой, – очень существенно. Такое мародерство среди белого офицерства даёт простому народу сигнал, что господа, паны и баре раньше не крали у них ничего только потому, что были богаты, а как обеднели, то сразу разузнали дорогу к чужим сундукам и погребам. Но самое страшное – не в этом: «Они, белые, смеются над тем, что население, ради которого они укладывают под пулеметы своих детей и дочерей, «благодарно» им... То есть, на самом деле, ненавидит. Вот над чем смеются – над горьким крушением своего «белого дела», над собственным моральным падением, смеются смехом бывших принцев, заделавшихся на манер уличной шпаны разбойниками и бандитами».