Уроки истории Александр Маринеско: подводник №1 советского военно-морского флота
Персоны
Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день в 1945 году советские войска в Восточной Пруссии заняли более 30 населенных пунктов. Давление на немецкую группировку, оборонявшую Кёнигсберг, усилилось. Гитлер объявил город крепостью, которую немцы были обязаны защищать до последнего солдата. Единственной транспортной артерией, соединявшей Восточную Пруссию с основной частью Германии, оставалось Балтийское море. Немцы на кораблях перевозили пополнение, боеприпасы, оружие, вывозили раненых.
Естественно, в этой ситуации возросло значение войны на море. 30 января подводная лодка Балтийского флота, знаменитая С-13 Александра Маринеско, потопила один из самых крупных транспортов противника на Балтике – лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором находились многочисленные экипажи немецких подводных лодок. Фактически это была плавучая казарма германских ВМС. В принципе, подводные лодки того поколения были не в состоянии догонять быстроходный надводный корабль, тем более, круизный лайнер, каковым до войны служил этот корабль. Капитан Маринеско проявил изобретательность и смекалку. С-13 зашла на цель со стороны берега, где ее появления не ожидали, и из надводного положения обстреляла корабль. В Германии Маринеско был объявлен личным врагом фюрера. Геббельсовская пропаганда пыталась представить этот эпизод как уничтожение мирного судна – на борту находились гражданские лица, беженцы из Кёнигсберга, но, по общему мнению экспертов-историков, в том числе и немецких, уничтожение «Вильгельма Густлоффа» не подпадает под этот критерий. Во-первый, корабль не имел опознавательных знаков типа красного креста, как госпитальные суда, зато имел боевую камуфляжную окраску; во-вторых, шел с выключенными огнями и в сопровождении военного конвоя из торпедных катеров и миноносца; в-третьих, имел на борту вооружение – зенитные орудия и воинский контингент. Ну, и, наконец, приказом командующего ВМС был зачислен в состав военно-морского флота.
За выполнение этого боевого задания Александр Иванович Маринеско был представлен командованием к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако наверху заменили это награждение на орден Красного Знамени. Причина – личная недисциплинированность героя. Маринеско, действительно, был своенравным человеком со сложным характером, не умел поддерживать выгодные для собственного продвижения хорошие отношения с начальством. Его послевоенная судьба сложилась драматично. Маринеско был понижен в звании до старшего лейтенанта и уволен с флота за пьянство и бытовую распущенность. В 1949 году Мариненско, работавший тогда в одном из гражданский НИИ Ленинграда, был осужден за разбазаривание социалистической собственности, после отбытия срока работал на ленинградском заводе «Мезон».
Только в 1960 году было отменено действие приказа о его увольнении. И Маринеско начал получать положенную ему военную пенсию. Умер Маринеско в 1963 году, так и не получив достойного признания своих заслуг в годы войны. Хотя, по суммарному тоннажу потопленных им военных кораблей противника, Маринеско – подводник №1 советского военно-морского флота. Только в 1990 ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза и установлены памятники – в Калининграде, Кронштадте, Петербурге и на родине, в городе Одессе.