Картинка

Уроки истории Ялтинская конференция: польский вопрос – во главе угла

4 февраля 2020, 06:48

Персоны

Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».

4 февраля 1945 года войска 1-го Прибалтийского фронта завершили разгром группировки войск противника в районе Клайпеды. Эта операция, длившаяся 10 дней, показательна беспрецедентно низким уровнем боевых потерь: менее 1% от общего числа личного состава, задействованного в боях, в 50 тысяч. И это – при фанатичном сопротивлении со стороны противника.

На противоположном фланге этого участка фронта 43-я армия легендарного генерала Черняховского в тот день вышла к побережью Балтики у гавани Кранц.

Но главным событием того дня, безусловно, стало открытие Ялтинской конференции. Вторая и последняя встреча «большой тройки» в лице Рузвельта, Черчилля и Сталина. Поражение Германии и крах нацизма уже не вызывали ни у кого сомнений. Поэтому повестка дня и решения, принятые в Ялте, касались, по сути, уже устройства миропорядка после войны. Во-первых, надо было обозначить новые границы на территориях, которые в ходе Второй мировой удалось оккупировать фашистам. Учитывая принципиальные идеологические расхождения между союзниками, а также разные представления о социально-экономической сфере, необходимо было согласовать границы влияния западных стран и Советского Союза.

Во-вторых, лидеры «большой тройки» отдавали себе отчет в том, что после исчезновения общего врага в лице гитлеровской Германии, а в ближайшей перспективе – и милитаристской Японии, союзнические отношения подвергнутся испытанию. Грядущее охлаждение было во многом предопределено. И возникал вопрос, не начнется ли оно еще на фоне агонии гитлеровского режима, не будут ли предприняты попытки заключения каких-либо сепаратных сделок между Германией и нашими западными союзниками.

Взвешенный, ответственный подход Черчилля, Рузвельта и Сталина в этой грядущей смене декораций заключался в создании процедуры, которая гарантировала бы механизм создания биполярного послевоенного мироустройства.

Естественно, этот стратегический подход предполагал заключение целого ряда компромиссов и прочих взаимных уступок. При этом в Ялте обозначились и различия в приоритетах внешней политики между Великобританией и США. Черчилль предстал классическим европоцентричным лидером. Его, в первую очередь, интересовали контуры будущей политической карты европейского континента. Он заранее пытался купировать возможное влияние Советского Союза в тех странах, которые освобождала от нацизма Красная армия. Президент США, в свою очередь, отдавал приоритет будущему устройству стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Подход американцев был более глобальным. Он не замыкался на процессах, которые затронули бы только страны Восточной Европы. В этой ситуации Сталин получал некоторое дополнительное пространство для политических маневров.

Впрочем, «польский вопрос» – восстановление государственности этой страны и ее будущий политический режим – оказался во главе угла, во всяком случае, его можно считать наиболее обсуждаемой темой дискуссии. Судя по протоколам конференции, на обсуждение этого вопроса было затрачено 10 тысяч слов – четверть из всего того, что произнесли вслух главы антигитлеровской коалиции.

Масштаб и сложность задач, которые решали в те дни в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР, показательны уже тем, что переговоры длились целую неделю – беспрецедентно огромный срок в истории современной дипломатии и мировой политики.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация