Уроки истории «Окно, пробитое в Европу»: о Тартуском мирном договоре
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».
В этот день 100 лет назад – 10 февраля 1920 года – местные газеты перепечатали статью в «Известиях» под заголовком «Передышка». Она была посвящена подписанию мирного договора между РСФСР и Эстонской республикой. Первое обязывающее соглашение, подписанное большевиками с властями вновь возникшего на месте бывшей национальной окраины государства.
Подчеркивая это обстоятельство, главред «Известий» Юрий Стеклов писал: «В таких делах важен первый шаг. Теперь задача облегчена, и другие государства, по одному расчету выгоды, обнаружат теперь больше склонности вступить в мирные сношения с Советской республикой».
Любопытные оценки Тартуского мирного договора, подписанного 2 февраля, дал Ленин, выступая перед рабочими Пресненского района Москвы. «Мир с Эстляндией – это окно, пробитое русскими рабочими в Западную Европу, это неслыханная победа».
Прервем цитату. Итак, для Ленина важно, что прорвана линия противостояния с Советской властью, что в прошлое уходит международная изоляция. Действительно, еще осенью 1919-го войска генерала Юденича и помогавшие ему части эстонской армии стояли под стенами Петрограда, а к январю 20-го эстонские власти уже интернировали солдат и офицеров армии Юденича, сам генерал был выдан англичанам. Поддержки русскому белому движению эстонцы не оказывают. Поэтому Ленина не смущает потеря территорий. Напомним, по договору к Эстонии, помимо Ивангорода, отошла так называемая Эстонская Ингерманландия, на правом берегу реки Нарвы, ныне – Кингисеппский район Ленинградской области. Две волости – Козе и Скарятино в районе устья реки Щучки до Чудского озера. Теперь они – в составе Сланцевского района Ленинградской области. И, самое заметное – город Печоры и Печорский край. Ныне – в составе Псковской области.
Итак, Ленин говорит московским рабочим: «Мы сделали много уступок, главная из которых – уступка территорий. Но мы не хотим проливать кровь рабочих и красноармейцев ради куска земли, тем более, что эта уступка делается не навеки».
Прервем цитату. Откуда такая убежденная уверенность? Дело не в даре предвидения. Просто Ленин рассчитывает на пролетарский интернационализм и победу в классовой борьбе. Продолжим цитату: «Эстония переживает период керенщины, рабочие начинают узнавать подлость своих учредиловских (то есть порожденных выборами в Учредительное собрание) вождей. Они уже разграбили профессиональные союзы и убили 20 коммунистов. Рабочие Эстонии скоро свергнут эту власть и создадут Советскую Эстонию, которая заключит с нами новый мир».
Не менее любопытная точка зрения видного большевика Льва Красина. Он в тот момент, наряду с Адольфом Иоффе, Максимом Литвиновым и Карлом Радеком, был членом советской делегации на переговорах в Тарту. В частном письме жене и детям, которые, кстати, продолжали жить за границей, в Германии, Красин пишет: «Вернулся в Москву. Разница между теперешним временем и тем, когда я приезжал сюда в августе 1918-го – огромна. Не подлежит сомнению: советская власть внутри страны уже победила, и если нападавшие на нас генералы не получат новых миллиардов денег, пароходов, грузов и десятков тысяч солдат от разных лакейских, вновь образовавшихся государств, то песенка их окончательно спета».