Уроки истории «Немцы решили превратить Будапешт в свой Сталинград»
Персоны
Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день в 1945 году советские войска, очистившие накануне Будапешт от войск противника, начали осуществлять комендантские функции. И тут же обнаружили, что фашисты уготовили столице Венгрии. Дело в том, что пришедший к власти в октябре 1944 года фашистский режим Ференца Салаши начал массовое уничтожение венгерских евреев и цыган. Сотни тысяч людей были изолированы, помещены в гетто, которые подвергались разрушению по мере продвижения советских войск.
О таких преступлениях советскому командованию было известно еще в ходе боев за Будапешт. Но в тот день, 14 февраля 1945 года, когда наши инженерные и гарнизонные службы стали приводить город в порядок, было обнаружено будапештское еврейское гетто. По свежим впечатлениям открывшуюся картину описал военный инженер Барановский: «Чтобы лучше понять, в какой обстановке мы вели боевые действия, представьте себе Будапешт. Это – свыше 200 квадратных километров. Немцы решили превратить его в свой Сталинград. Еще в январе нам было известно, что на нашем пути есть какие-то кварталы, сплошным забором изолированные от других частей города. В политотделе армии мне сказали, что это – созданные фашистами гетто. А от пленных поступала информация, что эти гетто заминированы. И противник намерен уничтожать всех его узников по мере своего отступления. 17 января мы получили приказ генерала Афонина осуществить внезапный для фашистов удар. Удар этот непременно должен был быть внезапным, ведь нам уже прекрасно было известно коварство врага. Так, в городе Марошвар за 2 часа до прихода советской армии гитлеровцы расстреляли в гетто 70 тысяч человек, а возле Тернополя гетто взлетело на воздух в тот момент, когда советские солдаты подходили к его воротам. Медлить было нельзя. Гремели выдвинутые на передний край репродукторы. Они передавали текст предупреждения: если фашисты посмеют осуществить свое намерение, уничтожить жителей будапештского гетто – никому пощады не будет. Одновременно мои саперы на всякий случай перерезали все кабели, провода, которые вели в сторону гетто. Ведь взорвать его можно было только снаружи. Рано утром наши солдаты пошли в атаку и забросали гранатами пулеметные гнезда – последние очаги сопротивления неприятеля. Потом они взломали стену гетто. Фашисты не смогли осуществить свой дикий замысел. Мы увидели изможденных людей с желтыми знаками на груди. Поначалу они даже боялись выходить на улицу. Наши солдаты, как могли, успокаивали их, объясняли, что теперь они – свободны. Вскоре на улицах появились полевые кухни. И голодные изнуренные люди впервые начали улыбаться». Всего из будапештского гетто были освобождены 94 тысячи человек.
С этой темой связана драматическая судьба шведского дипломата Рауля Валленберга. Пользуясь статусом первого секретаря посольства Швеции в Венгрии, он выдавал венгерским евреям паспорта своей страны, а также вел переговоры с нацистскими бонзами, готовыми спасти свою шкуру выдачей обреченных на смерть евреев. Считается, что Валленбергу удалось спасти от смерти в начале 1945 года несколько десятков тысяч человек. Сам дипломат был арестован НКВД в январе того же года. Считается доказанным, что из Будапешта его переправили в Москву, где он содержался в тюрьме на Лубянке, в которой вскоре умер. Советские власти долгое время отрицали подлинность этих данных. И только в декабре 2000 года Генпрокуратура Российской Федерации приняла решение о реабилитации Рауля Валленберга, необоснованно подозревавшегося в шпионаже в пользу иностранных разведок.