Уроки истории «Ранен, ранен смертельно, умираю!»: гибель командарма Черняховского

18 февраля 2020, 11:29

Персоны

Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».

В этот день в 1945 году на 3-м Белорусском фронте, в районе городка Мельзак в Восточной Пруссии, во время поездки на командный пункт 3-й армии в результате одиночного артиллерийского выстрела осколком снаряда был смертельно ранен командующий фронтом генерал армии Иван Данилович Черняховский.

Самый молодой генерал армии и самый молодой командующий фронтом в истории советских Вооруженных Сил. 37 лет. Он начинал Великую Отечественную командиром танковой дивизии в звании подполковника и стал ярким примером военачальника, состоявшегося как профессионал именно в условиях боевых, причем самых тяжелых, действий.

Генерал Горбатов, командующий той самой армией, на командный пункт которой ехал Черняховский, вспоминал в своих мемуарах: «Учитывая, что командующий поедет с востока, я предупредил, что шоссе здесь просматривается противником и обстреливается артогнем, но Черняховский не дослушал меня и положил трубку. Я», – продолжает Горбатов, – «выехал навстречу ему, поспешил к развилке шоссе, что была в 700 метрах восточнее окраины Мельзака. Не доехав туда метров полтораста, увидел подъезжавший Willys Черняховского и тут же услышал выстрел со стороны противника. Раздался единственный разрыв снаряда. Но он оказался роковым. Еще не рассеялись дым и пыль после разрыва, как я уже был около остановившейся машины. В ней сидели 5 человек. Кроме командующего фронтом, его адъютант, шофер и два солдата охраны. Никто из этих четверых не был ранен, не была повреждена и машина. И только генерал склонился к лобовому стеклу и повторял: «Ранен, ранен смертельно, умираю!». Уже через 5 минут Черняховского осматривали врачи из медсанбата, что был в 3 километрах. Он был еще жив, но всякий раз, приходя в себя, повторял: «Умираю». Рана от шального осколка в грудь действительно оказалась смертельной».

Генерал Горбатов тут же известил войска о потере. Призвал беспощадно мстить врагу за Черняховского. Особый драматизм ситуации придавало то обстоятельство, что Черняховский был молод, талантлив, можно сказать, удачлив. Маршал Рокоссовский вспоминал: «Это был замечательный командарм, культурный, жизнерадостный. Изумительный человек. Было видно, что в армии его очень любят. Это сразу бросалось в глаза. Если к командующему подходят докладывать не с дрожью в голосе, а с улыбкой, то понимаешь, что это дорогого стоит. Командиры всех рангов остро чувствуют отношение старшего начальника, и, наверное, мечта каждого из нас – сделать так, чтобы люди с радостью выполняли все твои распоряжения».

Писатель Константин Симонов, пожалуй, один из самых глубоких наблюдателей, тонко подмечавший наличие или отсутствие в человеке душевной чуткости, писал: «Черняховский во многом напоминал маршала Конева. Так же, как Конев много ездил на фронт, он много ездил на передовую. Был человеком выдержанным и никогда не проявлял грубости и резкости. Умел потребовать, умел был твердым, но не ругался, не разносил людей, не унижал их».

По неподтвержденным данным, за несколько дней до смерти генерал армии Иван Черняховский был представлен к присвоению звания Маршал Советского Союза.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация