Картинка

Уроки истории Поставить на место: зачем Сталину нужны были изменения в ГКО

19 февраля 2020, 06:32

Персоны

Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».

В этот день в 1945 году Государственный комитет обороны Советского Союза, чрезвычайный военно-политический орган, руководивший страной на всем протяжении войны, претерпел неожиданные изменения в своем составе. В нем осталось всего 6 человек. Верховный Главнокомандующий – Сталин, первый заместитель – маршал Жуков, замнаркома обороны маршал Василевский, генерал армии Булганин, тоже замнаркома, а также начальник Генерального штаба генерал армии Антонов и главком Военно-морского Флота адмирал флота Кузнецов. Места в составе Ставки потеряли сразу четверо маршалов – Тимошенко, Буденный, Ворошилов и Шапошников. Они входили в ее состав еще с самого начала войны, с лета 1941-го. И если Борис Михайлович Шапошников был тяжело болен и, фактически, уже отошел от дел, то уход легендарных фигур, героев Гражданской – Буденного, Ворошилова и Тимошенко – безусловно, произвел впечатление на всех, и впечатление это не могло не базироваться на мысли, что отставка – своего рода оценка роли этих маршалов в войне Отечественной, их реального вклада в достижение грядущей Победы. Всем было понятно, что выросла новая плеяда военачальников, с их именами связаны победы в Великой Отечественной.

Но это не всё. Верный соратник Сталина, пожалуй, фигура №2 по частоте упоминаний вслед за именем вождя, Вячеслав Михайлович Молотов тоже лишился места в Ставке. Вместо него появился упомянутый ранее Николай Александрович Булганин, человек сугубо штатский, партийный и государственный деятель. Причем до этого, очевидным образом, – второго эшелона. Как и многие другие работники его ранга и масштаба, Булганин в годы войны занимал должности члена Военсовета фронта, ведая в основном хозяйственными делами, снабжением. Вскоре после окончания войны Булганин будет назначен Сталиным на пост министра вооруженных сил. Получит звание маршала. В своих воспоминаниях Георгий Константинович Жуков этот сюжет описывает, не скрывая своего неудовольствия и недоумения. В частности, Жуков упоминает в мемуарах о неприглядной роли Булганина в так называемом Трофейном деле, когда Булганин составлял реляции (доносы) на высших офицеров, якобы замешанных в получении массы трофейных вещей – мебели, посуды, ковров и так далее. Эта операция воспринималась маршалами как попытка их дискредитации руками спецслужб и партийных сановников.

Трудно объяснить такие важные кадровые перестановки в Ставке иначе, чем желанием вождя сохранить контроль над военной элитой, поставить, как говорится, на свое место якобы много возомнивших о себе полководцев Великой Отечественной, не допустить усиления их популярности в войсках и возможного самостоятельного участия в политике. Действительно, сразу после войны и Жуков, и Конев, и другие командующие фронтами получат второстепенные назначения – в основном командование тыловыми военными округами. Но это еще впереди.

А пока победа над Германией еще была впереди, еще требовались знания, умения, опыт и отвага той самой плеяды молодых военачальников, тем более, что ситуация на фронте 19 февраля 1945 года была как минимум непростой. Немцам в тот день удалось прорвать блокаду Кенигсберга. Одновременным ударом изнутри силами окруженного в городе гарнизона и ударом с севера из Прибалтики немцам удалось оттеснить войска нашей 39-й армии 1-го Прибалтийского фронта, образовать коридор и возобновить коммуникации между кенигсбергской и земландской группировками своих войск.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация