Уроки истории Неприступный Кёнигсберг
Персоны
Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день в 1945 году Ставка Верховного главнокомандования приняла решение сконцентрировать усилия 3-го Белорусского фронта, действовавшего в Восточной Пруссии, на разгроме той части группировки противника, которая оказалась прижатой к морю юго-западнее Кенигсберга. При этом две армии вновь образованной Земландской группы войск под командованием генерала Баграмяна – 39-я и 43-я – вынужденно перешли к обороне.
Кенигсберг еще задолго до Второй мировой войны был превращен немцами в крепость. После нападения Германии на Советский Союз город стал узловым центром крупного укрепрайона. Кроме внешнего оборонительного обвода из двух-трех линий траншей были подготовлены как минимум еще три дополнительных рубежа обороны. Сам город на глазах обрастал зарытыми в землю блокпостами и дотами. Особая роль возлагалась на старые крепостные форты с артиллерийскими батареями. 15 таких батарей имели систему сообщения между собой, в радиусе действия этих орудий была апробирована единая система ведения огня с заранее определенными точками поражения. Кроме того, каждый форт был приготовлен для круговой обороны и фактически являлся автономным очагом сопротивления, состоявшим из гарнизона форта численностью в 200-300 человек. Фактически это были смертники.
В центре Кенигсберга были сооружены 60 дотов и дзотов. В старых кварталах, в подвалах домов была оборудована последняя центральная линия обороны. Только в самом гарнизоне города было четыре пехотных дивизии, несколько отдельных полков, крепостные и охранные формирования, плюс батальоны фольксштурма. Всего около 130 тысяч человек, до четырех тысяч орудий и минометов, 108 танков и штурмовых орудий.
Упомянутый ранее генерал Баграмян, уже став маршалом, в своих воспоминаниях писал: «Самая, пожалуй, трудная миссия выпала в таких условиях на долю начальника инженерных войск генерала Косырева. Ведь в обеспечении преодоления столь серьезных укреплений вокруг и в самом городе инженерные войска должны были сыграть не менее важную роль, чем авиация и артиллерия... С началом штурма инженерные войска должны были разминировать и восстанавливать пути для продвижения танков и других видов боевой техники, а затем разминировать улицы города, строить переправы через реку Прегель и многочисленные глубокие каналы».
Однако, несмотря на тщательную и продуманную подготовку штурма, боевые действия на Земландском полуострове затянулись на несколько недель. Кенигсберг будет взят только в конце первой декады апреля 45-го.
Враг с особым фанатизмом сражался в Восточной Пруссии. Его упорство в особенной степени испытывали на себе войска 2-го Белорусского фронта. В этот день, в районе Нейштеттена, частям маршала Рокоссовского удалось вклиниться в оборону противника на глубину в 50 километров, но это был еще не прорыв немецкой обороны. Отсутствие крупных побед, похоже, начинало раздражать руководство. Так, в этот день Военный совет фронта с санкции Верховного отстранил от командования 19-й армией генерала Козлова – за неудовлетворительные темпы наступления. Достаточно редкое для кадровой политики 45-го года решение, но пробиться к побережью Балтики новому командарму – генералу Романовскому – удастся только в начале марта.