Уроки истории Приказ генерала Захватаева: воевать не числом, а уменьем!
Персоны
Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день в 1945 году командующий 1-й ударной армии генерал-лейтенант Захватаев подписал приказ. Документ неожиданный, можно даже сказать, удивительный в ситуации неумолимого продвижения Красной армии: «Прошедшие наступательные действия армии в февральской операции 45 года показали, что многие части, принимавшие участие в прорыве обороны противника, имеют ряд существенных недостатков в своей подготовке и умении вести наступательные действия в сложных условиях при упорном сопротивлении противника».
Прервем цитату. Итак, речь – о недостатках, даже об отсутствии умения, и в этом генерал признается не летом 41-го, а в феврале 45-го. По меньшей мере, смело, самокритично. Это именно приказ, а не призыв, он конкретен в деталях. 6 пунктов: «Основные недостатки следующие. Первое. Подразделения не натренированы преодолевать глубину обороны врага одним броском с затратой на это от полутора до двух часов времени. Второе. Полковая и батальонная артиллерия, как правило, отстают от наступающей пехоты, что снижает темп наступления, а иногда дает возможность противнику срывать выполнение нашей задачи. Третье. Пехота не умеет самостоятельно и с приданными орудиями бороться против танков и самоходок противника. Местами имеет место танкобоязнь. Четвертое. Минометные батареи не умеют поддерживать наступающую пехоту, запаздывают со сменой позиций. Пятое. Сама пехота не использует возможности своего артогня. И шестое. Артиллерия не научилась вести бой самостоятельно. Командиры батарей ждут заявок или задач на огонь со стороны офицеров пехоты. Часто не умеют пользоваться радиосвязью, особенно плохо радио применяется в звене полк-батальон. Ячейки управления в батальонах и ротах сколочены плохо». И далее вывод: «Организация учений в условиях боевых действий для всех – от рядового до генерала. Командирские сборы на знание полевого и боевого уставов – для всех командиров, включая комдивов».
Важно подчеркнуть, что когда до Победы оставались считанные недели, трезвая оценка ситуации на фронте, как это делал генерал Захватаев, не просто, как мы уже сказали. самокритика, тем более – не попытка упредить возможную критику сверху своих собственных усилий. Подоплека приказа – воевать надо так, чтобы было меньше потерь, профессионализм боевых действий напрямую связан с заботой о сохранении личного состава. Так что это – приказ воевать не числом, а уменьем. Что, к сожалению, далеко не всегда и не везде умели делать командиры всех уровней. И хотя предлагает Захватаев вещи известные – координацию действий пехоты и артиллерии, стремительность наступательного броска, который должен быть коротким по времени и разящим по результату, тогда-то героизм и отвага оправданы, не говоря уже о том, что командиры должны уметь использовать средства радиосвязи – фактически командарм требует от своих офицеров проявлять инициативу, не бояться принимать оперативные решения в ходе боя.
Появление этого приказа, конечно, было вызвано текущей ситуацией на фронте – в Восточной Пруссии, Померании, Курляндии. В конце февраля наступательный порыв советских войск, пошедших в наступление еще на Висле, натолкнулся на растущее ожесточенное сопротивление немцев. И мораль тут такова: учиться воевать надо было вплоть до последнего дня войны. Иначе и Победа не пришла бы.