Уроки истории Новороссийская катастрофа: конец карьеры Деникина

27 марта 2020, 06:52

Персоны

Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».

В этот день 100 лет назад – 27 марта 1920 года – части Красной армии ворвались в Новороссийск. Это был апогей наступления красных на Кубани. На протяжении двух недель остатки деникинской армии держали оборону в 40-50 километрах от города-порта. Казаки, воевавшие за белых, пытались прорваться в Крым через Таманский полуостров, но не смогли. В результате последние надежды на спасение оказались связанными с портом, с эвакуацией морем.

Корабли русской эскадры успели вывезти штаб генерала Кутепова, 4 тысячи донских казаков генерала Сидорина, части Кубанской армии. Напоследок в порт пришел итальянский транспорт «Барон Бек», который буквально облепили толпы спасавшихся, уже в основном гражданские и частные лица. Всего в эвакуации, кроме русских, приняло участие 15 кораблей итальянского, английского, французского флотов. В историю белого движения этот эпизод вошел под названием «Новороссийская катастрофа». Он описан в романе Шолохова «Тихий Дон», во множестве мемуарных свидетельств.

Как это бывает в подобных случаях, кто-то должен был до последнего держать оборону, жертвуя собой, но давая тем самым возможность другим избежать смерти. В данном случае – это были роты 3-го Дроздовского полка и части донских калмыков. Но если первым удалось, в конце концов, уйти морем, на упомянутом транспорте генерала Кутепова, то казаки Калмыцкого полка подверглись жестокой расправе. Их прогнали через кавалерийские ряды, рубя шашками. Впрочем, командование Красной армии предлагало им, и не раз, в ходе осады Новороссийска капитулировать. И в этот день большая часть донских, кубанских и терских казаков, прижатые к берегу, приняли условия капитуляции и сдались в плен. При этом многие из спешно перешедших на сторону противника, желая выслужиться, действовали особенно рьяно, принимая активное участие в расстрелах своих же казаков – из числа тех, кто в плен не сдался, а был захвачен силой. Не будем пересказывать жуткие подробные таких расправ. Что же касается тех, кому повезло, тех, кто успел эвакуироваться, то судьбы их разошлись. Некоторый транспорт проследовал сразу в Константинополь и далее, в Бизерту.

Военно-политическим следствием этого эпизода стало существенное изменение соотношения сил в пользу красных на Юге России. Весь Кубанский край, Таманский полуостров, Северный Кавказ перешли под контроль красных. Однако это не был еще окончательный разгром. Белые к тому времени уже успели закрепиться в Крыму, остановив продвижение Красной армии на Перекопе. Туда же, в Крым, перебазировались остатки боеспособных частей, среди которых был и 80-й Зюнгорский полк, единственная казачья часть, не принявшая условия капитуляции.

Новороссийская катастрофа подвела черту под карьерой Антона Ивановича Деникина. Всем было понятно, что после такого чувствительного поражения белое движение должно сменить руководство. Новым руководителем Вооруженных Сил Юга России в начале апреля станет генерал Петр Николаевич Врангель. Благодаря своему титулу и привычке носить черную черкеску с газырями – «черный барон Врангель». В глазах советского агитпропа Врангель был не в пример более подходящей для дискредитации белого движения фигурой: и фамилия такая, и барон, и надменный аристократ. В отличие от Антона Ивановича Деникина, который был внуком крепостного крестьянина и сыном солдата русской армии, получившего офицерское звание за храбрость.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация