Уроки истории Отвлекающий манёвр и срок генерального наступления на Берлин

2 апреля 2020, 06:10

Персоны

Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».

В этот день, 2 апреля, главные события происходили не на фронте. Подтверждение тому – директива Ставки, присланная в штаб 1-го Белорусского фронта маршала Жукова: «С получением сего войскам фронта по всей полосе соприкосновения перейти к жёсткой обороне, построить не менее двух оборонительных рубежей, создать сильные резервы и эшелонировать их в глубину». Фронт в этот день готовился, наоборот, начать операцию по захвату плацдарма в районе Франкфурта-на-Одере, и, без сомнений, командиры среднего звена были немало удивлены такому приказу.

Однако сам Жуков в тот день находился в Москве, и это уже многое объясняет. Накануне мы рассказали, как Георгий Константинович вместе с командующим 1-м Украинским фронтом, маршалом Коневым, были вызваны в Ставку, где им сообщили о телеграмме Эйзенхауэра, из которой следовало, что англо-американские союзники готовятся к броску на Берлин из северного Рура. Сталин дал маршалам приказ за сутки подготовить свои предложения по штурму Берлина и разработать новый форсированный план действий по захвату германской столицы. Поэтому приказ о переходе к обороне надо воспринимать и как отвлекающий манёвр (в том числе и для союзников), и как переход к ожиданию кардинально новых планов наступления.

Иван Степанович Конев в своих мемуарах так писал о событиях этого дня: «2 апреля утром мы с Жуковым явились в Ставку с готовыми для доклада планами. Начальник Генштаба Антонов доложил общий план Берлинской операции. Нас особенно беспокоил вопрос о сроках начала. Рассмотрели план наступления 1-го Белорусского фронта. Никаких существенных замечаний Сталин не сделал. Потом я доложил план операции своего фронта. По нему также не было существенных замечаний. Зато очень внимательно обсуждали сроки начала. Я предлагал срок максимально короткий и жёсткий для нашего фронта. Сталин согласился. Тогда я попросил выделить 1-му Украинскому дополнительные резервы. Сталин ответил утвердительно, добавив: «В связи с тем, что в Прибалтике и Восточной Пруссии фронты начинают сокращаться, могу выделить вам две армии за их счёт – 28-ю и 31-ю». Тут же прикинули, что к тому сроку, который мы определили для начала операции, эти армии не смогут прибыть. Железные дороги просто не успеют их перевезти. Тогда я предложил начать операцию имеющимися силами, не ожидая подхода этих двух армий. Это предложение было принято, и установлен окончательный срок генерального наступления на Берлин – 16 апреля».

Итак, 16 апреля – последний Рубикон, день, когда начнётся победный бросок Красной армии на Берлин. Под знаком этой даты будут происходить все события последнего месяца Великой Отечественной войны.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация