Уроки истории Отвлекающий манёвр и срок генерального наступления на Берлин
Персоны
Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день, 2 апреля, главные события происходили не на фронте. Подтверждение тому – директива Ставки, присланная в штаб 1-го Белорусского фронта маршала Жукова: «С получением сего войскам фронта по всей полосе соприкосновения перейти к жёсткой обороне, построить не менее двух оборонительных рубежей, создать сильные резервы и эшелонировать их в глубину». Фронт в этот день готовился, наоборот, начать операцию по захвату плацдарма в районе Франкфурта-на-Одере, и, без сомнений, командиры среднего звена были немало удивлены такому приказу.
Однако сам Жуков в тот день находился в Москве, и это уже многое объясняет. Накануне мы рассказали, как Георгий Константинович вместе с командующим 1-м Украинским фронтом, маршалом Коневым, были вызваны в Ставку, где им сообщили о телеграмме Эйзенхауэра, из которой следовало, что англо-американские союзники готовятся к броску на Берлин из северного Рура. Сталин дал маршалам приказ за сутки подготовить свои предложения по штурму Берлина и разработать новый форсированный план действий по захвату германской столицы. Поэтому приказ о переходе к обороне надо воспринимать и как отвлекающий манёвр (в том числе и для союзников), и как переход к ожиданию кардинально новых планов наступления.
Иван Степанович Конев в своих мемуарах так писал о событиях этого дня: «2 апреля утром мы с Жуковым явились в Ставку с готовыми для доклада планами. Начальник Генштаба Антонов доложил общий план Берлинской операции. Нас особенно беспокоил вопрос о сроках начала. Рассмотрели план наступления 1-го Белорусского фронта. Никаких существенных замечаний Сталин не сделал. Потом я доложил план операции своего фронта. По нему также не было существенных замечаний. Зато очень внимательно обсуждали сроки начала. Я предлагал срок максимально короткий и жёсткий для нашего фронта. Сталин согласился. Тогда я попросил выделить 1-му Украинскому дополнительные резервы. Сталин ответил утвердительно, добавив: «В связи с тем, что в Прибалтике и Восточной Пруссии фронты начинают сокращаться, могу выделить вам две армии за их счёт – 28-ю и 31-ю». Тут же прикинули, что к тому сроку, который мы определили для начала операции, эти армии не смогут прибыть. Железные дороги просто не успеют их перевезти. Тогда я предложил начать операцию имеющимися силами, не ожидая подхода этих двух армий. Это предложение было принято, и установлен окончательный срок генерального наступления на Берлин – 16 апреля».
Итак, 16 апреля – последний Рубикон, день, когда начнётся победный бросок Красной армии на Берлин. Под знаком этой даты будут происходить все события последнего месяца Великой Отечественной войны.