Уроки истории Как «персидский огонь» помог обратить мир в микробиологическую веру
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
Сибирская язва. Особо опасное инфекционное заболевание диких и домашних животных, а также человека. Возбудителем её является спорообразующая бактерия Bacillus anthracis – сибиреязвенная палочка. Впервые в чистую культуру лабораторным путем она была выделена в 1877 году выдающимся немецким врачом-микробиологом Робертом Кохом.
Заболевание это было известно с древнейших времен. У него много названий – в частности, «персидский огонь». Адресация к огню присутствует и в немецком названии – Milzbrand, «жжение селезёнки». В России, в силу особенности местности, как эндемическое – то есть характерное для определенной территории – заболевание особенно часто встречалось в Сибири. Кстати, еще в 1788 году русский врач Андреевский, проведя опыт самозаражения, доказал идентичность сибирской язвы животных и человека, установив возможность заражения людей от животных.
Опасность сибирской язвы – в том, что вне живых организмом бактерии при доступе кислорода образуют споры, весьма устойчивые к высокой температуре. Гибнут лишь при температуре в 110 градусов по Цельсию. Так что в данном случае совершенно необходимы тщательные санитарно-гигиенические меры и строгий контроль за состоянием захоронений.
Заслуга Роберта Коха в том, что он первым установил это важнейшее обстоятельство, дав наглядное объяснение, почему в каких-то фермерских хозяйствах падеж скота удавалось остановить, а в каких-то он прекращался. Палочки сибирской язвы сохраняют живучесть на протяжении нескольких лет.
Но история борьбы с этой болезнью связана также с именем Луи Пастера. Причем Пастер и Кох действовали, мягко говоря, не вместе, не заодно. Эта была конкуренция, полемика, взаимная критика, выходящая порой за рамки научной этики. Слишком сильно было в те годы германо-французское противостояние на политической арене. Отсюда – повышенный ажиотаж и интриги вокруг масштабных опытов Пастера, которые он провел в мае 1880 года. Ослабленный штамм сибирской язвы был вакцинирован стаду овец и коров – всего 33 особям. Затем был проведена инъекция более сильным штаммом. Кульминация опыта – смертельная доза бацилл сибирской язвы ранее привитым животным, а параллельно – контрольной группе, тоже из 33 овец и коров, которые не были ранее вакцинированы.
За ходом эксперимента наблюдали постоянно десятки и даже сотни людей. В результате все привитые животные выжили, а инфицированные, но не вакцинированные, – умерли, за исключением 3 особей.
Эксперимент вызвал огромный положительный резонанс. Мир, как писали газеты, обыгрывая фамилию ученого (Пастер – пастор), был обращен в микробиологическую веру.