Уроки истории «Декларация о бомбе»: что задумали британцы
Персоны
Рубрика «Каждый день Победы» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день ровно 70 лет назад – в 1945 году – Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) опубликовала любопытную заметку. Она была размещена во всех центральных газетах – не на первых полосах, а там, где печатались короткие сообщения из-за рубежа, обычно на второстепенные темы.
Но в данном случае внимание читателя должно было привлечь уже само название заметки: «К предстоящему опубликованию декларации английских ученых об атомной бомбе». «В связи с сообщением из Вашингтона о том, что ученые Соединенных Штатов протестуют против таинственности, окружающей атомную бомбу, английская «Ивнинг Стар» сообщает, что видные английские ученые также организуются для борьбы против злоупотребления великим открытием». И дальше, со ссылкой на неназванного «известного ученого», шла цитата уже из «Ивнинг Стар»: «Ученые Англии чувствуют, что поскольку ни политические, ни военные власти Великобритании, по-видимому, не склонны заняться этим открытием, ученые сами должны выступить и широко информировать народ о социальном и международном значении изобретения атомной бомбы. Мы не намерены сидеть в своих лабораториях и молчать. Поэтому ученые, чувствующие свою ответственность, чтобы это открытие пошло на пользу человечества, а не было бы для него великим бедствием, намерены составить совместную декларацию о бомбе».
У этой заметки была своя серьезная подоплека. Президент США Трумэн готовил в те дни заявление – оно будет обнародовано спустя 2 дня – о том, что США не намерены делиться ни с кем тайной или технологией создания атомной бомбы. Отсюда, кстати, понятной становилась заметка в советской прессе о тревоге именно британских ученых и – шире – Британии как великой державы.
Примечательно, что в самой Америке, еще летом 1944 года в Чикаго, крупнейшем научном центре, был создан комитет ученых-атомщиков под председательством Зэя Джеффриса, одного из директоров компании General Electric. Этот комитет – да простится каламбур – буквально забомбардировал Госдепартамент США докладами об опасности, которую сулит великое открытие в термоядерной физике. Кроме того, великий датский физик Нильс Бор по собственной инициативе начал тогда изучать политические проблемы и последствия создания атомного оружия, выступая с позиций человека мира и думая о мире без границ. Нильс Бор резонно предвидел обострение международной обстановки после войны между Западом и Востоком. Он пришел к мысли, что баланс или паритет в вопросе обладания атомным оружием был бы, как ни странно это тогда казалось, фактором, сдерживающим возможность применения атомного оружия.
Так или иначе, совместной декларации ученых-физиков против атомной бомбы не последовало. А что касается Британии – не в последнюю, надо думать, очередь, потому что, как потом выяснится, еще летом 45 года лейбористское правительство Англии во главе с Этлли создало сверхсекретный комитет по проектированию и производству атомных бомб – ГЕН-75, поставив перед ним задачу создать собственную плутониевую бомбу к 1952 году, что и было сделано.