Уроки истории Война за 5 островов: кому достанутся углеводороды Сенкаку
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
Архипелаг Сенкаку, или Дяоюйдао. 5 островов и 3 рифа, площадью от 800 квадратных метров до 4 квадратных километров. Предмет спора межу Японией, Китайской народной республикой и Китайской республикой Тайвань, что само по себе, конечно, удваивает сложность проблемы, поскольку напрямую затрагивает во всех смыслах болезненную тему отношений между Пекином и Тайванем.
Острова расположены в Восточно-Китайском море, в 170 километрах к северо-востоку от острова Тайвань на пути к островам Японского архипелага. Важное обстоятельство этого кейса – острова необитаемы. Это многое объясняет в интенсивности конфликта, но выглядит странно, поскольку архипелаг вовсе не на отшибе; это – места интенсивного рыболовства, транспортных морских коммуникаций.
Япония официально объявила свой суверенитет над Сенкоку довольно поздно – в 1895 году, воспользовавшись нормой древнеримского права Terra nullius – «ничья земля». Кстати, тогда на 2 островах были основаны поселения для японских рыбаков, а еще на одном острове был даже построен консервный завод. С началом Второй мировой войны, в 1942-м, японцы эвакуировали поселения. А по итогам войны как страна, потерпевшая поражение, утратила контроль над данной территорией. Сенкаку, как и Окинава, перешли под юрисдикцию США.
В начале 70-х годов ХХ века американцы вернули оба архипелага Японии. И только спустя 20 лет, в 1992-м, Пекин официально объявил архипелаг – разумеется, называя его Дяоюйдао, исконно китайской территорией. Многие наблюдатели связывают это решение с результатами геологической разведки шельфа архипелага, на котором были обнаружены крупные запасы нефти и газа.
Что касается правительства Тайваня, то оно тоже не выдвигало территориальных претензий на обладание островами, пока они были под управлением администрации США. В принципе, аргументация и КНР, и Китайского Тайбея, как его еще называют, схожи. Это – апелляция к старинным документам и картам, то есть наличие контроля над Дяоюйдао еще со времен династий Мин и Цин, а также трактовка Потсдамской декларации 1945 года, предполагавшая отказ Японии от обладания заморскими территориями, то есть всем, что не относится к известной четвёрке островов – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю.
Япония считает, что доказательств контроля со стороны Китая архипелагом Сенкоку до 1895 года нет, подчеркивает тот факт, что претензии Китая и Тайваня по времени совпадают с появлением информации о залежах углеводоров на шельфе архипелага, и указывает на осуществление японскими властями реальных управленческих функций – борьбы с морским браконьерством, защиты окружающей среды, контроля за хозяйственной деятельностью.
Соединенные Штаты в этом конфликте, воздерживаясь, правда, от однозначных заявлений, занимают сторону Японии. Наиболее четко эту позицию озвучил в 2014 году президент Барак Обама, заявив, что Сенкаку подпадает под действие статьи Договора о гарантиях безопасности между Японией и США.
Впрочем, конфликт не ограничивается только жесткой риторикой. В последнее время японские власти фиксируют в среднем за год сотни случаев нарушения акватории и воздушного пространства архипелага со стороны китайских рыболовецких траулеров, военных фрегатов и морской авиации. В 2013 году КНР объявила о создании Зоны идентификации ПВО в Восточно-Китайском море, в которую попали спорные острова. Отныне все самолеты, заходящие в эту зону, обязаны предоставлять китайцам информацию о плане своего полета. Соединенные Штаты демонстративно отказываются это делать, а Япония, со своей стороны, объявила о развертывании Бригады морской пехоты быстрого реагирования, в обязанности которой входит оборона островов Сенкаку от любой военной угрозы.