Уроки истории Вся надежда на Бизерту, или Как русские эмигранты пытались обосноваться в тунисском порту
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день 100 лет назад – 11 декабря 1920 года – из порта Константинополя вышел последний транспорт, пунктом прибытия которого должна была стать Бизерта, город-порт на северном побережье Африки в Средиземном море, в Тунисе. Тогда это была колония Франции. Переход из Константинополя в Бизерту начался 8 декабря. В нем приняли участие 2 линкора, 2 крейсера, 10 эсминцев, 4 подводные лодки, тральщики, ледоколы, танкер, буксиры, транспорты, вспомогательные суда – всего 60 кораблей Черноморского флота России, который за месяц до этого ушел из Севастополя.
Но если из Крыма на чужбину отправились 126 судов, то в Бизерту, как видим, ушло меньше половины. Дело в том, что сразу по прибытии в Константинополь, оккупированный английскими и французскими войсками, русскому командованию пришлось продать часть судов, чтобы материально поддержать беженцев-иммигрантов. А их из Крыма эвакуировалось ни много ни мало 150 тысяч человек, причем многие не имели при себе каких-либо средств. Оставаться в Константинополе многим просто не хотелось, а присутствие там русского военного флота, еще сохранявшего объективно боеспособность, было уже лишней заботой для англичан и французов.
В начале декабря 1920 года Франция официально согласилась принять Русскую эскадру в своем тунисском порту. Была дана гарантия сохранения военного управления, возможностей для несения службы, материального обеспечения колонии русских эмигрантов. И все-таки это была еще одна дорога в неизвестность. Пройти ее согласились более 5 тысяч гражданских лиц. С января 1921 года на протяжении 3 с половиной лет эскадрой командовал контр-адмирал Михаил Беренс. Он обеспечивал ремонт, сохранение основного состава экипажей, продолжал обучение гардемарин в Морском корпусе.
Впрочем, иллюзии сохранить русскую эскадру как самостоятельное подразделение, сохранить жизнеспособную колонию русских поселенцев, в общем, превратить Бизерту в самодостаточный островок России на африканской земле довольно быстро стали таять. Состав эскадры таял на глазах из-за нехватки средств. В конце 1922-го личный состав кораблей был списан на берег. Часть судов была выведена французами из Бизерты и пополнила имущество министерства торгового мореплавания Франции, часть передана итальянским и марокканским судовладельцам.
После официального признания Францией Советского правительства в октябре 1924 года Русская эскадра была окончательно расформирована. Из Москвы прибыла специальная комиссия для передачи остававшихся кораблей в Советский Союз, но, под давлением европейского общественного мнения, правительство Франции уклонилось от выполнения соглашений с СССР по передаче боевых судов. В конце концов они были проданы на слом.
Что касается бытовых аспектов жизни русских эмигрантов в Бизерте, то они трогательно и драматично описаны в воспоминаниях Анастасии Манштейн-Ширинской, 8-летней девочкой попавшей в Бизерту и прожившей там всю свою долгую жизнь.