Уроки истории «Что будет?» и «Куда идём?»: новые вопросы перед партийным руководством СССР
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день 30 лет назад – 18 января 1991 года – был опубликован отчет о заседании комиссии по подготовке новой программы КПСС. Подчеркивалось, что председательствовавший Михаил Сергеевич Горбачев сформулировал постановку принципиально новой задачи. Программа партии должна дать ответ на главные вопросы, «что будет со страной в результате политики перестройки, к какому обществу мы идем. Вместить в себя и реалистический прогноз на будущее, и оценку нынешнего момента».
Сама по себе постановка вопроса свидетельствовала если не о тупике, то о явном замешательстве, в котором оказалось высшее партийное руководство. Никогда еще партия не подвергала кардинальному пересмотру свою программу. Тем более, принятую тем же, действующим, руководством. В данном случае – во главе с Горбачевым. Речь о программе, принятой в 1986 году на XXVII съезде партии. КПСС тогда взяла курс на ускорение социально-экономического развития, обновление, модернизацию. Спустя 5 лет генеральный секретарь фактически признал, что эта программа сохранила в нетронутом виде экономические и политические принципы, которые, собственно, и завели общество в тупик. Надо создать новую программу.
Однако что именно нового и в каком направлении нужно было делать по мысли партийного руководства? «Построение правового демократического государства, добровольный союз равноправных самоуправляющихся народов, эффективная рыночная экономика, социальная защищенность и справедливость». Итак, всё вроде бы очевидно, но только на уровне деклараций и лозунгов. Каковы же методы и механизмы достижения поставленной цели? На это ответ давался такой: «исходным пунктом политики КПСС является человек, его интересы, материальные и духовные потребности». То есть опять – благой позитивный тезис, который просто повисал в воздухе.
О том, что партия стоит на перепутье, свидетельствовали и противоречивые оценки событий в Литве после захвата силами спецназа республиканского телецентра в Вильнюсе. Если газета «Правда» опубликовала заявление ЦК КПСС, в котором, с одной стороны, выражалось соболезнование семьям погибших при штурме, а с другой давалась негативная оценка действиям руководства республики, взявшего курс на выход из состава Союза, то «Комсомольская правда» выступила с критическим заявлением от имени Бюро ЦК ВЛКСМ. В нем утверждалось, что «Не может быть разумных оснований для использования силы оружия для решения любых спорных политических вопросов». Таким образом, ставка на применение силы вызывала споры внутри советской партийно-комсомольской элиты. В этой ситуации всё более очевидным становился раскол между федеральным центром и республиканскими властями, в первую очередь, прибалтийских республик Союза ССР.