Уроки истории Тост за молодых: будущее выдвиженцев периода первых пятилеток
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В середине января 1941 года советское руководство обсуждало план народно-хозяйственного развития страны. План верстался под условия и требования мирного времени, хотя экономика страны фактически пребывала в состоянии мобилизации. И об этом свидетельствуют воспоминания знаменитого «сталинского наркома» Вячеслава Малышева, наркома тяжелой промышленности.
19 января 1941 он сделал прелюбопытнейшую запись в своем дневнике: «При обсуждении плана товарищ Сталин высказал много интересных мыслей. Наше государство с экономической и хозяйственной стороны не представляет единого целого, а состоит из отдельных кусков. Чтобы соединить эти куски в единое целое, нужны железные дороги. Вот. Англия или Франция потому и являются мировыми империями (в скобках заметим, что сказано это было уже после разгрома Франции гитлеровской Германией, что тоже показательно), Англия и Франция имеют большой морской флот, транспорт, соединяющий колонии и метрополии. Нам надо еще лет 10 усиленно строить железные дороги. Они всегда были стимулом для развития промышленности и черной металлургии».
Итак, Сталин в начале 41-го ставит задачу усиленно развивать внутренние коммуникации, транспортную инфраструктуру. Привычных цифровых конкретных показателей роста производства в ключевых отраслях не озвучивается. .И Малышев, с понятной в его положении осторожностью, называет тезис Сталина «мыслью интересной».
Но дальше – еще интереснее: «Сталин резко раскритиковал работу Экономического совета при СНК – там занимаются парламентаризмом, произносят большие речи, кто кого переговорит, кто красивее скажет... После заседания Сталин осмотрел модель нового малолитражного автомобиля, похвалил, сказал «удачно». Для меня как наркома», – пишет Малышев, – «это была лучшая награда. Но затем товарищ Сталин пригласил к себе на квартиру. Сидели у него до 7 часов утра. Пели песни, провозглашали тосты. И вдруг Сталин предложил: «Выпьем за стариков, которые охотно передают власть молодым, и за молодых, охотно принимающих эту власть». Я старался пить вина поменьше, Сталин заметил мой маневр и сказал: «Вы и пьете малолитражками. Не годится». Налил мне полный рог вина. Выпили. У меня в голове все кругом пошло. А Сталин смеется и говорит: «Малышев – хитрый парень, хитрый».
Что ж, сценка – вполне в духе характера и стиля общения Иосифа Виссарионовича. Но важно, что в начале 41-го вождь не просто, не без причины совершал «маневр» в сторону молодых руководителей, выдвиженцев периода первых пятилеток. Малышев, наряду с Тевосяном, Ванниковым, Устиновым, Косыгиным, был молодым наркомом. Всем им еще не было сорока. Отсюда и тост за молодых, роль и значение которых Сталин, получается, видел как будто наперед. Потому что именно в годы войны названные выше наркомы проявили себя с самой лучшей стороны.