Уроки истории Итоги военно-стратегических игр: «наступать севернее Полесья немцы не будут»

21 января 2021, 11:43

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на «Вестях ФМ».

21 января 1941 года начальник Генерального Штаба вермахта генерал Франц Гальдер сделал запись в своем дневнике: «Оборот вагонов на имперских дорогах – свыше 125 тысяч. Ежедневно перебрасываются 300 воинских эшелонов. Взять под контроль последствия расширения железнодорожного движения на Востоке («план Барбаросса», инспекция готовности бронепоездов для операции против России)». Что ж, все буднично, рутинно; полным ходом идет подготовка к нападению на Советский Союз. Дневник Гальдера в тот момент – документ совершенно секретный; А цель переброски и концентрации германских войск на границе с СССР – предмет спекуляций, уловок и пропагандистской завесы геббельсовского министерства пропаганды.

Но советское руководство эту активность видело: сосредоточение вооруженных сил Германии не могло пройти незаметно. Вопрос был только в правильном определении направления главного удара противника. С этой целью в начале января 41-го Генштаб Красной армии провел 2 беспрецедентные военно-стратегические игры, которым суждено будет стать последними учениями столь крупного масштаба.

Разумеется, эти игры тоже носили сугубо секретный характер, несмотря на привлечение к участию в них большой группы высших командиров Красной армии. Задача состояла в том, чтобы на основе максимально объективных исходных данных о возможной численности войск вермахта и Красной армии на соответствующих участках границы убедиться в возможности наступления противника. В первую очередь, надо было определить, способны ли немцы осуществить главное наступление с территории Восточной Пруссии и захваченной ими Польши.

Длившиеся на протяжении нескольких дней военно-стратегические игры привели советское командование к убеждению, что наступать севернее лесов и болот Полесья немцы не будут. Потому что условный Северо-Западный фронт «восточных» неизменно отражал наступление «западных» на территорию Прибалтики и Белоруссии. Причем вне зависимости от того, кто именно из советских военачальников «воевал» за наступающих и, соответственно. за обороняющихся. А надо заметить, что обе игры проводились каждая в 3 этапа, с постоянной переменой участников, то есть субъективный фактор был практически исключен.

В итоге 21 января 41 года в советском Генштабе окончательно были утверждены планы оперативного развертывания войск на случай ухудшения обстановки, согласно которым основные резервы Красной армии сосредотачивались не на западном направлении по линии Смоленск-Минск-Варшава-Берлин, а на юго-западном участке. То есть имелось в виду, что основное наступление противника будет осуществляться южнее Полесья, на участке советской границы от Черного моря до Бреста. В действительности же в июне 41-го все начнет происходить существенным образом иначе.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация