Уроки истории Испытания "Летучей мыши"

29 января 2021, 06:35

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".

29 января 1941 года в Советском Союзе был проведен первый испытательный полет нового высокоскоростного 2-моторного бомбардировщика. Летчик-испытатель Михаил Нюхтиков поднял в воздух модель под кодовым наименованием "103 У". Этой машине суждено будет стать лучшим фронтовым пикирующим бомбардировщиком времен Второй мировой войны. Он станет известным под другой аббревиатурой – Ту-2. В честь конструктора Туполева. Андрей Николаевич как раз за успешное испытание этой модели получит свое первое генеральское звание, генерал-майора. По кодификации НАТО (понятно, что речь – уже о послевоенных временах) этот самолет получит название "Бэт" – "Летучая мышь".

История создания этого самолета поучительна с точки зрения того, как трудно порой складывалась судьба новых разработок и изобретений. Стратегическая задача для конструкторов была сформулирована в апреле 1939 года и звучала так: "Создать пикирующий бомбардировщик для нанесения точечных ударов по кораблям противника в открытом море и на аэродромах". Важнейшим условием была планка высоты полета – максимальная, на уровне "потолков" истребителей потенциального противника. Первоначально предполагалось оснастить машину 4 двигателями с турбокомпрессорами, новейшим навигационным оборудованием, чтобы летать в любых метеоусловиях.

После начала Второй мировой, в сентябре 39-го, концепция была существенно скорректирована. Вероятный противник – Германия – не обладал внушительным флотом, и бомбардировщик решено было использовать в первую очередь в сухопутном варианте. Показательная для ситуации в стране деталь: самолет проектировался конструкторами и инженерами, которые находились на тюремном положении. Туполевское ЦКБ-29 было той самой "шарашкой", в которой "неблагонадежные", чаще всего несправедливо осужденные и подозреваемые специалисты и эксперты, имели возможность заниматься профессиональной деятельностью.

Всего за полтора года проект от стадии эскизов и чертежей прошел путь до летных испытаний. Однако потребовался еще год с лишним, чтобы машина стала поступать на вооружение советских Военно-воздушных сил. Уже в ходе Великой Отечественной войны – в марте 1942 года – первые 80 машин прибыли на фронт. Нельзя сказать, что летчики сразу приняли и полюбили новинку. Им было с чем сравнивать: знаменитая проверенная "пешка" – пикирующий бомбардировщик Пе-2 – была машиной отлаженной, привычной. Но вскоре фронтовые пилоты убедились, что Ту-2 значительно проще в пилотировании, может продолжать бой даже с одним работающим двигателем. Бомбовое вооружение – намного больше. Всего из 61-й машины, прошедшей боевые испытания с ноября 42-го по май 43-го, были потеряны 19, причем только одна – от огня противника.

Ту-2 возьмет свое в конце войны. Весной 44-го начнется массовая постройка и использование туполевских машин, которые будут сведены в 6-й авиационный корпус и отдельную бомбардировочную дивизию резерва Главного командования.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация