Уроки истории Сверхъестественный Унгерн: взятие столицы Монголии
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В этот день 100 лет назад, 4 февраля 1921 года, Азиатская дивизия генерала Романа Унгерна вошла в город Ургу – так тогда называлась столица Монголии, ныне Улан-Батор. Малоизвестный эпизод истории Гражданской войны в России. Активные и масштабные боевые действия продолжались в Забайкалье и, как видим, в сопредельных, к югу от границ России, местах.
Особенность ситуации состояла в том, что установление советской власти на Дальнем Востоке шло с трудом, даже после разгрома основных сил, противостоявших большевикам, – адмирала Колчака и атамана Семенова. Самобытный регион, самодостаточное с точки зрения менталитета и понимания своих интересов население, с другой стороны, удаленность от европейского центра, отсутствие надежных и быстрых коммуникаций привели к тому, что в Москве приняли решение о создании "буферного", как его стали сразу же называть, государства – Дальневосточной республики, ДВР. Там была создана своя Народно-революционная армия, которая вела боевые действия одновременно против отрядов атамана Семенова и барона Унгерна, а также против так называемых сибирских партизан.
В этой ситуации генерал Унгерн принял решение уйти на территорию Монголии. Она в тот момент была занята китайскими войсками. Правитель Монголии Богдо-гэгэн Восьмой находился под арестом. Местная элита и в целом население страны симпатизировало русским. Еще в годы правления Николая Второго монголы обращались с предложением о включении в состав Российской империи с предоставлением статуса автономии. Это во многом объясняет то обстоятельство, что части во главе с генералом Унгерном получили поддержку среди монголов, не говоря уже о расположении русской диаспоры, составлявшей основу бизнеса и коммерции на территории Монголии. Здесь уже давал знать о себе классовый интерес. Барон Унгерн был колоритной фигурой. Профессиональный военный, он питал большой интерес к истории и культуре Востока, принял буддизм, проникся его философией.
Знавшие барона Унгерна отмечали его большую личную храбрость и неустрашимость. Он не побоялся побывать в Урге накануне ее взятия. Понятно, что китайцы дорого бы заплатили за его голову. Произошло это следующим образом. В один из ярких, солнечных зимних дней барон, одетый в своё обычное монгольское одеяние, – в красно-вишнёвый халат, в белой папахе, просто въехал в Ургу по главной дороге, под видом путешественника. Он побывал во дворце главного китайского сановника, Чэнь И, затем мимо консульского городка вернулся в свой стан. На обратном пути, проезжая мимо тюрьмы, он заметил, что китайский часовой мирно спит на своём посту. Это нарушение дисциплины возмутило барона. Он слез с коня и наградил спавшего часового несколькими ударами плети. Проснувшемуся и страшно испуганному солдату Унгерн пояснил по-китайски, что часовому на карауле спать нельзя и что он, барон Унгерн, наказал его за это. Затем он сел снова на лошадь и спокойно поехал дальше. Это появление барона Унгерна в Урге произвело колоссальную сенсацию среди населения города, а китайских солдат повергло в страх и уныние, внушив им уверенность, что за бароном стоят и помогают ему какие-то сверхъестественные силы. В результате китайский гарнизон бежал из Урги, даже не приняв боя.