Уроки истории Операция "Марита" как отвлекающий манёвр
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
15 февраля фельдмаршал Кейтель, начальник штаба объединенного командования вермахта, подписал указание войскам "О мероприятиях по дезинформации. Цель маскировки – скрыть от противника подготовку к операции "Барбаросса". С подробностями. Это решение стало началом кампании по дезинформации советского руководства. И в этом смысле его можно еще и считать началом финальной стадии подготовки нападения нацистской Германии на Советский Союз.
Если для геббельсовского министерства пропаганды дезинформация, провокации и манипулирование общественным мнением было делом повседневным, рутинным, военно-оперативные мероприятия по дезинформации предполагали масштабное участие исполнителей на всех армейских уровнях, от которых требовалось соблюдение секретности, что по определению было сделать трудно. Не случайно именно с середины февраля увеличивается поток разведданных, указывающих на подготовку Гитлера к нападению на Советский Союз.
Как же вермахт собирался маскировать свои приготовления? "На первом этапе усилить уже сложившееся впечатление о предстоящем вторжении в Англию, преувеличивать значение второстепенной операции "Марита", а сосредоточение сил на советско-германской границе объяснять как перемещения войск, связанные с заменой гарнизонов на западе, и как подтягивание тыловых эшелонов для проведении операции "Марита", и, наконец, как оборонительные меры по прикрытию тыла от возможного нападения со стороны России".
Прервем цитату. Дважды уже прозвучало название малоизвестной и действительно второстепенной операции "Марита" – речь о подготовке вторжения немецких войск в Грецию: там у союзника Гитлера – Муссолини – возникли большие проблемы. Самое интересное, что агрессия против Греции состоится, и произойдет это 6 апреля 1941 года. Немцы в течение месяца захватят всю континентальную часть страны. Чуть позже состоится десантная операция по захвату острова Крит. И все это будет производить отвлекающее впечатление, укладывающееся в рамки масштабной мистификации: немцы не собираются в 41 году нападать на Советскую Россию. Они пошли на Балканы.
Кейтель отдавал себе отчет в том, что обеспечить абсолютную скрытность развертывания вермахта на советской границе не удастся. "Чем четче будут вырисовываться подготовительные действия к операции "Барбаросса", тем труднее будет сохранять эффект дезинформации. Несмотря на это, необходимо делать все возможное для введения противника в заблуждение, используя методы сознательной утечки информации, действуя через военных атташе нейтральных стран; особое значение имеют утечки сведений о нашем воздушно-десантном корпусе, о печатании большим тиражом карт территории Англии, издании германо-английских разговорников, мобилизации на военную службу лиц, владеющих английским языком. Кроме того, желательно, чтобы все участвующие в дезинформации противника проявляли собственную инициативу".
Не исключено, что весной 41-го советское руководство именно по этой причине будет с недоверием воспринимать разведдонесения с указанием дат предстоящего нападения Германии на Советский Союз.