Уроки истории Доклад генерала Конрада о советской авиации: недооценка наших ВВС
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
20 февраля 1941 года в немецком генштабе был заслушан доклад эксперта по советской авиации генерала Конрада. Немецкие стратеги решили уделить внимание анализу состояния и возможностей советской авиации, потому что Гитлер за несколько дней до этого выразил беспокойство и озабоченность высоким уровнем советской авиации.
Любопытно, что в подробном докладе генерала Конрада оценка и выводы были, скорее, противоположного свойства, то есть отражали прежнюю высокомерную оценку: "ВВС русских не являются самостоятельной частью вооруженных сил, из 1100 аэродромов годны для использования 200, оборудование хуже, чем у нас. Оценка количества – порядка 4-5 тысяч бомбардировщиков и истребителей. Состояние их развертывания указывает на окончание подготовительного развертывания русских войск на западе. Штурмовики, большей частью, – устаревших марок. Из истребителей хорош тип И-16, но по вооружению уступает немецким машинам. Строятся машины новых типов, но очевидно, что в 1941 году они еще не будут выпущены".
Итак, генералы предпочитают оставаться при прежней скептической точке зрения на качество и возможности наших ВВС. Все это можно опровергнуть по пунктам, начиная с того, что оперативная вертикаль управления советскими вооруженными силами была иной, нежели чем у немцев, где из-за особенностей фигуры главного авиатора – Геринга – люфтваффе не входило в сферу управления Генштаба, в котором, собственно, было две инстанции – ОКВ и ОКХ.
Но дело даже не в этом. Вот документ, из которого следует, что немцы не были в курсе дела: "План переучивания летного состава на текущий 1941-й год". Подписан начальником главного управления ВВС Красной армии генерал-лейтенантом Рычаговым. Сам по себе перечень самолетов новых конструкций, освоить которые должны были летчики 12 военных округов, и при этом – только в первом и втором кварталах 1941 года, показателен. Названы модели Ар-2, Пе-2, Су-2, МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-3.
Знатоки авиации сразу скажут, что речь идет о самолетах, составивших основу советской авиации в годы Великой Отечественной. Так, машина конструктора Петлякова Пе-2, знаменитая "Пешка", станет лучшим пикирующим бомбардировщиком войны, а по плану Рычагова, научиться летать на ней должны были 164 летных экипажа. То же самое можно сказать о цельнометаллических Ар-2 и Су-2. То же – о бомбардировщиках.
Любопытной представляется ситуация с более известными по грядущей войне истребителями ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-3. Это были самолеты принципиально нового поколения, и во многих источниках указывается, что их производство было освоено только к 1943 году. Однако, как следует из секретного донесения генерала Рычагова, боевая учеба летных экипажей именно на этих машинах началась еще весной 1941 года и проходила на испытательных заводских полигонах авиационных заводов. Так что темпы развития советской военной авиации, как по количеству, так и по качеству, германские эксперты явно недооценили.