Уроки истории "Ариец" и "Альта": самые надёжные агенты советской разведки
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В начале марта 1941 года в Москве было получено очередное агентурное донесение из Берлина. Его главное отличие от других заключалось в том, что в нем впервые были названы конкретные параметры военной кампании против Советского Союза: "Сформированы 3 группы армий под командованием маршалов Бока, Рундштедта и фон Лееба. Группа армий "Кенигсберг" должна наступать в направлении Петербург. Группа армий "Варшава" – в направлении "Москва", а группа армий "Позен" – в направлении "Киев".
Все подтвердится в ходе войны, за исключением формальных деталей – кодовые названия армейских группировок изменятся на – "Север", "Центр" и "Юг".
В донесении также указывалась дата начала нападения немцев; примечательно, что с оговоркой "якобы" – 20 мая. Она оказалась неверной; но неправильно думать, что советские резиденты стали жертвой дезинформации. Именно эта дата фигурировала в планах Гитлера в тот момент. Просто в конце мая 41-го она будет перенесена на 22 июня из-за того, что немецкие войска увязли на Балканах – в Югославии и Греции.
Источником информации о дате нападения был "человек из окружения Геринга", а контакты с ним поддерживал советский агент под псевдонимом "Ариец". Он действовал через связную, у которой был кодовый позывной "Альта". Вдвойне обидно, что после того как не подтвердилась сообщенная ими дата начала войны, доверие к их информации в Москве серьезно уменьшилось. Вдвойне – потому что это были, пожалуй, самые надежные и осведомленные в происходящем люди.
"Альтой" была Ильза Штёбе, немка. По профессии журналист, активист демократической партии Германии в 20-е годы. Сотрудничать с советской разведкой начала еще до прихода нацистов к власти, в 1931 году. После вступила в НСДАП, обеспечив себе политическое прикрытие. Работала корреспондентом в Варшаве, выезжала в другие страны Европы. В общем, как было написано в аттестации кураторами НКВД, – "работает с нами по убеждению, сочувствует Коммунистической партии".
В биографии Ильзы был любопытный эпизод. На Олимпийских играх 1936 года она познакомилась со швейцарским издателем, Хубером, вышла за него замуж; но в 1940 году Хубер умер. Ильза оказалась наследницей приличного состояния в Швейцарии, но родственники покойного мужа затеяли против нее судебный процесс, в котором, сами того не зная, облыжно обвинили Ильзу в шпионаже в пользу Польши. Во избежание неожиданностей Штёбе отказалась от прав на наследство.
Самым большим ее достижением для советской разведки стала вербовка в 1937 году видного сотрудника германского МИДа Рудольфа фон Шелиа. Фон Шелиа и стал тем самым "Арийцем", который имел доступ к секретной информации, а круг его общения позволял ему быть в курсе сугубо конфиденциальных вопросов. Именно "Ариец" первым передал в Москву информацию о подготовке плана "Барбаросса". Впрочем, в отличие от "Альты", "Ариец" действовал не без меркантильных соображений. Сохранились документы о перечислении довольно крупных денежных сумм из Советского Союза на счета фон Шелиа в швейцарском банке.
В начале 1942 года гестапо через слежку за связным вышло на след "Арийца", который после своего ареста выдал Ильзу Штёбе. Она же, в свою очередь, выдержала все пытки и никаких имен не назвала. Решение о том, как именно казнить Штёбе, принимал лично Гитлер. И выбор этот был в пользу гильотины.
В 1969 году "Альта" – Ильза Штёбе – была посмертно награждена орденом Красного знамени.