Уроки истории "Парад суверенитетов": декларация равенства субъектов Российской Федерации

7 апреля 2021, 06:24

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".

В этот день 30 лет назад – 7 апреля 1991 года – главной новостной темой в печати было обсуждение итогов внеочередного съезда народных депутатов РСФСР. Он начинался в накаленной общественно-политической атмосфере. Федеральные власти запретили проведение демонстраций и митингов в поддержку руководства Верховного совета Российской Федерации. Это привело к уличным демонстрациям и, в целом, обострению кризиса.

На самом съезде левая оппозиция во главе с фракцией коммунистов собиралась решительно противостоять политическому курсу, проводимому Борисом Ельциным. Актуальная повестка дня сфокусировалась вокруг самых болезненных в тот момент проблем – национально-государственного устройства и трансформации Союза ССР.

Итоги мартовского референдума о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных и суверенных республик, как ни странно, давали аргументы и сторонникам сохранения статус-кво, и тем, кто олицетворял тогда "центробежные силы". Учитывая сложное многоступенчатое устройство РСФСР (автономные республики, области, национальные округа), аналогичные проблемы неизбежно воспроизводились и в масштабе Российской Федерации. Нечто похожее на парад суверенитетов к тому времени уже стало происходить на внутриреспубликанском российском уровне. Показательно, что парламент Российской Федерации достаточно гибко и оперативно сыграл, что называется, на этой "площадке".

"Признавая необходимость совершенствования статуса автономных областей и округов, краев и областей, поддерживая стремление строить РСФСР на принципах равноправия народов, поручить Верховному Совету определить порядок преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в национально-государственные образования в соответствии с принятыми ими постановлениями и декларациями о суверенитете".

Кроме этого, особый пункт Постановления признавал право автономных областей и округов на выход из состава краев и областей РСФСР, то есть право на то, чтобы стать самостоятельным субъектом Российской Федерации. Другими словами, речь шла о юридическом приравнивании автономных областей и округов к автономным республикам в составе РСФСР.

И, наконец, в Постановлении указывалось на необходимость разработки и принятия нового закона о краях и областях РСФСР, который был призван унифицировать статус этих административно-территориальных образований с национально-государственными образованиями в составе РСФСР. Проще говоря, это был первый законодательный акт, в котором декларировались основы ныне существующего внутреннего устройства Российской Федерации, где края, области и республики являются полноправными и равными по отношению друг к другу субъектами федерации.

Показательным стал и еще один документ, принятый внеочередным съездом народных депутатов РСФСР – Постановление о Союзе суверенных республик и порядке подписания Союзного договора. В нем содержалась очень важная позиция: "Республики, входящие в состав Российской Федерации, могут подписывать Союзный договор или в составе общефедеральной делегации, или своими самостоятельными полномочными делегациями непосредственно, оставаясь при этом равноправными субъектами РСФСР".

Таким образом, российский парламент оперативно отреагировал на результаты мартовского референдума и начало новоогаревского процесса – процесса подготовки нового Союзного договора.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация