Уроки истории Закон о занятости: как в РСФСР пытались решить проблему безработицы

19 апреля 2021, 06:12

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".

В этот день 30 лет назад – 19 апреля 1991 года – Верховный совет РСФСР принял закон о занятости населения. Это был первый опыт создания документа, регулирующий социальную сферу жизни, в котором нашли отражения новые экономические и политические реалии. Главным образом это касалось проблемы безработицы, которая появилась даже при скромных масштабах перестройки советской экономики и внедрения в нее рыночных механизмов. Статья 3 закона гласила: "Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней".

Эта формулировка логически предполагала и содержание статьи 4: "Подходящая и неподходящая работа". Подходящей предлагалось считать работу, которая соответствует профессиональной пригодности потенциального работника, состоянию его здоровья и транспортной доступности рабочего места. Уточнялось также, ищущим работу, но не имеющих при этом профессии, подходящей считается любая предложенная оплачиваемая работа.

Кроме того, понятие "подходящая работа" предполагало, что зарплата за нее не должна быть ниже той, которую гражданин получал до того, как оказался безработным. Однако это важное положение не распространялось на тех, чей среднемесячный заработок превышал средний уровень оплаты труда, установленной в соответствующем субъекте федерации. Таким образом, фактор места – территории, скажем, Москвы или Ленинграда в сравнении с отдаленной областью, где эти показатели существенно разнились, вступал в явное противоречие с требованием транспортной доступности. Другими словами, на надвигающуюся проблему трудовой миграции населения в поисках работы – естественно, из провинции в центр, – закон не реагировал.

Иллюстрацией того, что закон принимался в переходный период и отражал как новые трудовые отношения, так и старые, сложившиеся в советскую эпоху, были положения статьи 12, где, с одной стороны, работодатели обязывались предоставлять работу на период не менее 3 лет для специалистов-выпускников профильных учебных заведений, а с другой – получали право на заключение срочных (до года) трудовых договоров с лицами наемного труда. Понятно, что ежегодное возобновление срочного договора предполагало и его невозобновление...

С управленческой точки зрения главным новшеством этого закона стало создание нового ведомства – Государственной службы занятости. Нашли свое отражение в Законе и противоречия между союзным центром и республиканскими органами власти. Статья 18 гласила: "Привлечение в РСФСР иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Лицензирование этой деятельности осуществляется Верховным советом РСФСР по предложению республиканской службы занятости населения". Конец цитаты.

Были в Законе и позиции, однозначно повышавшие уровень социальных гарантий для трудящихся. Они, правда, касались не самой занятости, а минимальной оплаты труда и протяженности оплачиваемого отпуска. Последний устанавливался сроком на 24 рабочих дня, а минимальный уровень оплаты труда устанавливался до 160 рублей в месяц. При этом стипендии для студентов должны были составлять не менее 80% от уровня минимальной зарплаты.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация