Уроки истории Оживление религиозной жизни в стране
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В этот день 30 лет назад – 21 апреля 1991 года – исполком Южно-Курильского райсовета обсуждал, на первый взгляд, довольно неожиданный для органа советской власти вопрос о целесообразности посещения представителями русской православной церкви острова Кунашир.
Накануне завершился визит президента СССР Горбачева в Японию. И основной темой переговоров были острова Курильской гряды. Застарелый и до сих пор нерешенный вопрос тогда, весной 1991 года, вроде бы подавал надежды на возможность своего разрешения. Впрочем, упорство Токио, напрямую увязавшего подписание мирного договора и оказание финансовой и технической помощи нашей стране с предварительным согласием СССР на передачу как минимум двух, а лучше бы – и всех 4 спорных островов Японии, завело переговоры в тупик.
Спрашивается, причем здесь религиозная практика? Не будем забывать, что советская власть, атеистическая по своей природе, тогда достаточно прохладно относилась к оживлению религиозной жизни в стране. В любом случае, такого рода вещи, как посещение Кунашира православными пастырями, в данном случае – отцом Питиримом, решались в исполкомах. И решение, судя по публикации местной газеты "Свободный Сахалин", было такое: поездка в дни и сразу после советско-японских переговоров может поставить союзный центр в двусмысленную ситуацию. С одной стороны, это будет расценено как вмешательство церкви в политику (а ведь она, церковь, сугубо общественная организация, отделенная от государства). С другой стороны, визит православных священников на острова может быть воспринят японцами как демарш, подтверждающий и закрепляющий позицию Советского Союза в отношении принадлежности ему этой территории. Вот так, ни много ни мало.
Очень показательный сюжет и по факту существования независимой прессы в советской провинции. Газета "Свободный Сахалин" начала выходить в июле 1990 года. Деятельность РПЦ на Дальнем Востоке освещалась в ней сочувственно как показатель перестройки, раскрепощения духовной и общественной жизни, в которой свое должное место снова начинает занимать церковь.
Показательно, что сообщение газеты имело и предысторию, и продолжение. Именно в этот день в Елоховском соборе Москвы архимандрит Аркадий был рукоположен в сан епископа Магаданского и Камчатского – во исполнение решения Синода об образовании этой новой епархии в РПЦ.
Показательно, что местная дальневосточная пресса, информируя об этом, указывала на такой печальный факт, что в этой епархии не было ни одного действующего храма. Более того, деятельность местных церковных общин, пытавшихся организовать приходскую жизнь, например, в городе Оха, наталкивалась на противодействие чиновников во главе с председателем горисполкома Бабаенко, "взявшим на себя обязанность курировать религию".