Уроки истории "Кровавое воскресение в Больцано": "чернорубашечники" Муссолини набирают силу
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В этот день 100 лет назад – 23 апреля 1921 года – на совещании рабочей секции исполкома Коминтерна осуждалась текущая ситуация в Западной Европе. Естественно, под углом взгляда на перспективы революционного рабочего движения. Однако отмечался рост и активность другой силы, нежели чем ориентированное на коммунистов рабочее движение. В Италии все чаще и чаще давали знать о себе фашистские отряды Муссолини. 24 апреля на севере страны в столице провинции Больцано произошли массовые столкновения, вошедшие в историю Италии под названием "Кровавое воскресение в Больцано".
Напомним, что провинция Больцано вошла в состав Италии по итогам Первой мировой войны, в 1918 году. До этого она веками была в составе Австрийской, а затем Австро-Венгерской империи. Естественно, практически все местное население было немецкоязычным, в социоэтническом плане – самоидентичные тирольцы.
В этот день жители готовилось отметить традиционный праздник – весенней ярмарки. Надев национальные тирольские костюмы, они вышли на улицы. В основном это были женщины, дети, подростки, разумеется, безоружные. Мероприятие, по утверждениям тирольцев, не носило никакого политического характера. Однако вскоре после начала парада они подверглись нападению со стороны 400 "чернорубашечников" во главе с ближайшим соратником Муссолини Акилле Стараче. Фашиствующие молодчики – объективности ради заметим, что среди них было и около сотни фашистов из числа местного населения, – атаковали жителей города с дубинками, стали бросать ручные гранаты. Ранения получили около 50 участников парада. А один – местный учитель Франц Иннерхоффер – был застрелен. Причем в ситуации, когда прикрывал своим телом ребенка.
Похороны Иннерхоффера вылились в серьезную антифашистскую демонстрацию. Вообще, это событие серьезно повлияло на общественный климат в Италии. Потерпевшие апеллировали к правительству, которое, будучи в курсе готовящейся провокации, не предприняло мер к тому, чтобы не допустить Старраче и его подручных в Больцано. Премьер-министр Италии Джованни Джолитти распорядился привлечь фашистов к ответственности, однако только двое из участников погрома были арестованы. Причем после того как Муссолини пригрозил привезти в Больцано на 1 мае 2 тысячи своих "чернорубашечников", арестованных молодчиков отпустили.
События на севере Италии стали серьезным испытанием для итальянского общества. Еще одно обстоятельство раскалывало тогда итальянцев в отношении к происходящему. А именно, на 24 апреля в столице Тироля, Инсбруке, был намечен референдум о вхождении этой области в состав Германии. Это серьезно усложняло ситуацию, давало повод радикалам и экстремистам как в Италии, так и в Австрии к обострению конфликтов, переходить к неприкрытому насилию и запугиванию местного населения.
Если смотреть на эту проблему шире, то "кровавое воскресение в Больцано" стало первым проявлением непрочности и даже шаткости новых границ в Западной Европе, установленных Версальским мирным договором.