Уроки истории Спешка Собчака и второе "явление" Явлинского
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В этот день 30 лет назад 19 мая 1991 года председатель Ленсовета, народный депутат СССР Анатолий Собчак опубликовал статью под заголовком "Мы упускаем время, нужно спешить". В ней говорилось: "Демократы, да и просто здравомыслящие люди, остающиеся в рядах КПСС под давним лозунгом ее обновления, должны, наконец, взглянуть в лицо реальности. КПСС по сути своей не способна возродиться в новом обществе, как не способна к жизни заложенная в ее первоначальных задачах утопия, в которую приходится так или иначе загонять население. Отсюда, с одной стороны, естественный разброд внутри партии – вспомним слова Горбачева на последнем пленуме о том, что в зале сидят 3 или 4 партии, а с другой – все более воинственные и агрессивные претензии на сохранение власти".
Прервем цитату, чтобы напомнить: во второй половине мая 1991 шла интенсивная предвыборная кампания. 12 июня должны были состояться первые в истории всенародные выборы президента Российской Федерации, но не только. В Москве собирались голосовать еще и на выборах мэра российской столицы. Кроме аналогичных, по сути, выборов мэра Ленинграда, на которых главным фаворитом выглядел Анатолий Собчак, в городе в этот день должен был пройти еще и референдум о возвращении городу исторического названия – Петербург. Неудивительно, что Анатолий Собчак в эти дни часто выступал в прессе, давал интервью, уточнял свою позицию по разным вопросам. В данном случае – о своем видении многопартийной системы в стране.
Продолжим цитату: "Уверен, что массовая альтернативная партия нужна и тем силам, которые далеки от идей демократии. Крупные военные промышленники, наиболее дальновидные генералы армии и КГБ, конечно, понимают, чем может обернуться политический дисбаланс общества, и прежде всего – для них самих".
Кроме того, в этот день газета "Московские новости" опубликовала статью "Сенсация на завтра" с любопытным подзаголовком "На политической авансцене – вновь Григорий Явлинский". Явлинский был к тому времени известен как один из разработчиков программы "500 дней" – плана перехода административно-командной системы экономики на рыночные рельсы. План этот не был принят к исполнению еще в 1990 году, и Явлинский ушел в тень. Однако в середине мая 1991 выступил с заявлением о готовности представить программу действий по достижению общественного согласия. В интервью главреду издания Егору Яковлеву Явлинский признавался: "Полгода я выбирался из вакханалии, которая разразилась после срыва программы "500 дней". Надо было ответить самому себе: сможешь ли ты придумать что-нибудь в нынешней ситуации, когда разваливается бюджет, спад производства – 12%, добыча нефти сокращается настолько, что к концу года нам ее придется покупать, а на что, если до сих пор мы всё на нее как раз и покупали? И никакой программы действий. Правительство кормит нас то одной импровизацией, то другой".