Уроки истории Десант на остров Крит: отвлекающий манёвр
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
20 мая 1941 года началась высадка немецкого десанта на греческий остров Крит, где распологались экспедиционные части британской армии. Захват немцами Крита войдет в историю как крупнейшая в ходе Второй мировой войны воздушно-десантная операция.
В тот момент внимание мировой общественности, безусловно, было приковано к этой точке противостояния между Германией и Англией. Просто потому что оно было самым активным и масштабным. Спрашивается, где должен был быть в этот день начальник германского Генерального Штаба Франц Гальдер, о чем он в этот день должен был бы писать в своем дневнике в первую очередь?
Приведем полностью эту запись: "Полет в штаб группы армий "B" (с посадкой в Бриге) через Галицию. Татры (Закопане) – Краков – осмотр города. Вечер – в штабе группы армий "B".
Группа армий "B" вскоре будет переименована в группу армий "Центр". Это – основной "кулак" для удара по Советскому Союзу, и сам факт пребывания начальника немецкого генштаба вблизи советско-германской границы, а не на Балканах, в Греции, или, по крайней мере, у себя в штабе в Берлине, – это наглядный показатель, куда были в эти дни устремлены взоры Гитлера.
Десант на остров Крит явно носил характер отвлекающего маневра. Единственное досадное для немцев последствие этой акции, судя по записям Гальдера, – "маловероятно, что наши ВВС, занятые сейчас на Крите, сумеют высвободиться к установленному сроку для участия в операции "Барбаросса". Возможно, возникнет необходимость перенести срок начала этой операции".
Вообще, глубина проработки деталей нападения на Советский Союз поражает. В той же записи Гальдер педантично, на грани цинизма, рассуждает: "Первые потери вермахта в пограничных сражениях составят предположительно 275 тысяч человек, потери в сентябре – 200 тысяч человек. Таким образом, в октябре у нас не останется резервов, если мы не привлечем военнообязанных 1922 года рождения. 2/5 этого контингента сейчас отбывают имперскую трудовую повинность, 3/5 заняты в экономике. Но можно рискнуть остаться в октябре без обученного пополнения". Конец цитаты, содержание которой стоит запомнить на будущее – для рассказа о событиях на фронте в октябре 41-го.
А в Москве в тот день советское руководство получило очередное подтверждение готовящегося нападения. Агент под кодовым шифром "Аркадий" – это был Вилли Леман, сотрудник гестапо, начальник отдела контрразведки на военно-промышленных предприятиях Германии, гауптштурмфюрер СС; тайный агент советской разведки с 1929 года, он за время почти 13-летнего сотрудничества стал одним из наиболее ценных разведчиков, сообщал: "Нет никакого сомнения: немцы ринутся на хлебные источники и другие богатства Украины и Белоруссии. Вопрос – очень короткого времени. Источники из генерал-губернаторства (то есть с территории Польши, оккупированной немцами) утверждают, что там получен приказ германского Генштаба о мобилизации немцев, знающих украинский язык. Охотно принимаются и украинцы, знающие немецкий".