Уроки истории ЛаГГ-3: непревзойдённый истребитель-штурмовик
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
31 мая 1941 года было принятое постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома за подписью Сталина и с грифом "Совершенно секретно" о самолете ЛаГГ-3. Лаконичное, детальное, конкретное: "Пункт 1. Оставить объем горючего на самолете в 340 килограммов для обеспечения дальности полета в 800 километров. Пункт 2. Оставить на самолете следующее вооружение: одну пушку ШВАК калибра 20 мм, 1 пулемет Б.С. с 200 патронов, 2 пулемета ШКАС по 650 патронов. Пункт 3. Установить для ЛаГГ-3 максимальную скорость в 590 километров в час. Самолеты выпускать на 3 заводах (в скобочках – фамилии директоров: Гостинцев, Загайнов, Обозный). На первых двух – по одному самолету в день, на третьем – 1 через каждые 2 дня".
Цитата – яркий пример глубины погружения в детали производства военной техники высшим руководством страны. В принципе, речь – об обычных технических рекомендациях конструкторам и заводам-изготовителям, но в данном случае всё оформлено и проведено Постановлением высших органов власти и управления.
ЛаГГ-3 (аббревиатура составлена из фамилий конструкторов – Лавочкина и Гудкова, и руководителя проекта Горбунова) был в тот момент одной из трех перспективных моделей истребителя наравне с МиГ-3 и Як-1. Его создание началось в январе 1939-го. Техническое задание на разработку истребителя общего назначения получили сразу 3 знаменитых и проверенных КБ – Поликарпова, Сухого и Яковлева. Созданный за год до этого коллектив под руководством Владимира Горбунова – ОКБ-301 – включился в это соревнование на свой страх и риск, по собственной инициативе, представив на конкурс свой вариант. Эта первая модель была не идеальна: имела множество деревянных, утяжелявших вес, конструкций, а также не апробированный двигатель. Это обнаружилось в ходе первых испытательных полетов в 1940 году. Однако в октябре того года модель, получившую название ЛаГГ, было решено запустить в производство на заводах в Ленинграде, Горьком, Таганроге и Новосибирске.
С начала 1941 года параллельно на всех испытательных аэродромах названных выше заводов самолет проходил обкатку и доработку. И процитированное нами постановление, фактически, – высокая оценка проведенных испытаний, "добро" на запуск модели в производство с последними необходимыми уточнениями.
До начала войны успеют построить 321 самолет ЛаГГ-3. Всего же за годы Великой Отечественной будут построены 6 тысяч 528 самолетов. Летчики отмечали беспримерную живучесть ЛаГГ, его стойкость к повреждениям, впрочем, указывали и на некоторые недостатки – сложность маневрирования, недостаточно высокие аэродинамические показатели. Проще говоря, ЛаГГ-3 был сложен для управления неискушенными пилотами-новичками.. А вот по отзывам немецких асов, встречи именно с этим самолетом, получившим у них прозвище "Рояль", они больше всего опасались, потому что ЛаГГ-3 оказался непревзойденным истребителем-штурмовиком благодаря своей повышенной огневой мощи.