Уроки истории "Танки на подступах к Любляне": политическая ситуация в Восточной Европе накаляется
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В этот день 30 лет назад – 29 июня 1991 года – главной темой обсуждения в СМИ был проект Договора о Союзе Суверенных Государств.
ССГ – так непривычно звучала эта новая аббревиатура, отражавшая, впрочем, суть происходивших изменений. Переосмысление самой идеи Союза, в котором центр притяжения смещался, как ни парадоксально это звучит, из центра в союзные республики, Они отныне получали статус государств, а их союз начинал приобретать контуры конфедеративного устройства – модели, в которой центральные общие органы власти и управления обладают лишь определенными, можно сказать, выборочными функциями, причем такими, которыми их наделяют субъекты федерации.
Все это выглядело одновременно и как заманчивая перспектива, и как результат действия договоренностей, достигнутых на переговорах в Ново-Огареве между президентом СССР и лидерами 9 союзных республик. Однако для принятия проекта в качестве закона требовались еще процедуры обсуждения, рассмотрения изменений, уточнений, дополнений представителями упомянутых республик, Советом Федерации, а в РФ – еще и подготовительным комитетом, образованным четвертым съездом народных депутатов РСФСР. И все это нужно было проделать в самые короткие сроки. Неслучайно статья в одной из газет, посвященная этой теме, была снабжена характерной карикатурой: бегущие наперегонки вслед за убегающей тарелкой с едой люди с ложками и вилками в руках и подпись: "100 дней на поиски согласия".
27 июня в Краснодаре в "деловой, будничной обстановке", как писала газета "Известия", прошла церемония подписания акта о ликвидации Южной группы войск Советской Армии, располагавшейся до недавнего времени на территории Венгерской республики. Организация стран Варшавского договора к тому моменту уже прекратила свое существование. И в центре внимания были уже проблемы размещения и обустройства на Родине офицеров Советской армии и их семей, которых насчитывалось 13 тысяч.
Вообще, политическая ситуация в Восточной Европе в тот момент серьезным образом накалялась. В первую очередь – на Балканах, в Югославии. Там фактически начался стихийный процесс распада. Газета "Известия" в статье под заголовком "Танки на подступах к Любляне" писала в тот день: "Обстановка в Югославии обострилась до предела. После того как 25 июня Хорватия и Словения провозгласили независимость, а белградское правительство призвало армию защитить единство Федерации, страна стремительно движется к гражданской войне. Согласно последним сообщениям, механизированная колонна Народно-освободительной армии Югославии, состоящая из 40 танков и 20 бронетранспортеров, приближается к Любляне. На подступах к городу возведены баррикады, дороги перекрыты автобусами и пожарными машинами. Подразделения территориальной обороны и полиция Словении готовятся оказать сопротивление".
Если взрывоопасную ситуацию в Словении удастся вскоре преодолеть, то конфликт между Хорватией и Сербией примет острый и кровопролитный характер и приведёт Югославию к гражданской войне.