Кубок интерпретаций Музыка водных стихий во славу Адмиралтейству

25 июля 2021, 22:35

В таком морском и торговом городе, как Гамбург, Адмиралтейство, которое с 1668 года также имело под своим командованием военные корабли, было очень важной и влиятельной организацией, и оно превосходно выполняло свои обязанности на протяжении ста лет.

Под стать тому прошли и торжества. Было это в банкетном зале Баумхауса в Нижней гавани, одном из самых красивых зданий города, построенном в 1662 году, за год до основания Адмиралтейства. Ну и разумеется, без музыки не обошлось. Среди исполненных на банкете сочинений особым успехом пользовалась сюита муздиректора Гамбурга Георга Филиппа Телемана, которая дошла до нас в двух современных экземплярах, озаглавленных соответственно “Wasser-Ouvertur” (в Берлине) и “Hamburger Ebb und Fluht” (в Шверине).

Сегодня она знакома нам по неточному названию "Музыка на воде", невольно заставляющего нас вспомнить сочинение Генделя. Но надо понимать, что повод создания, обстоятельства сочинения и содержание у них абсолютно разные. Вероятно, логичнее было бы назвать сюиту Телемана "Музыка водных стихий".

Причудливые замыслы, раскрытые в музыке, удивительно хорошо подходят к данному случаю. В увертюре были изображены тишина, волны, а затем шум моря. После чего последовали: 1. Сарабанда Спящиего Тетиса; 2. Бурре пробуждающегося Тетиса; 3. Лур Влюбленного Нептуна; 4. Гавот Играющих Наяд; 5. Арлекинад Спортивных Тритонов; 6. Ветреный Эол в бурю; 7. Менуэт Радостного Зефира; 8. Жига приливов и отливов; 9. Канарио Веселых моряков.

Как это часто бывало в то время, отдельные части произведения должны были характеризовать фигуры и события из мира античной мифологии: Тетис, морская богиня и мать Ахилла; Нептун, владыка морей и океанов; Наяды, водяные нимфы; Тритон, сын Нептуна, обычно добродушный морской бог; Эол, владыка ветров, и Зефир, кроткий бог западных ветров – божества, которых необходимо было задабривать гамбургскому Адмиралтейству. Последние две части возвращают нас к обычной гамбургской жизни: приливы и отливы важные не только для гавани, но и для регулярного очищения обширной сети дренажных каналов во внутреннем городе. Наконец, танец моряков в форме Канарио, похожем на Жигу.

Эта очаровательная сюита дала Телеману, любившему произведения подобного рода, возможность раскрыть свой талант к тональной окрашенности. Газетчики того времени хвалили его за то, что его музыка сделала “важное событие еще более примечательным и торжественным”.

Сегодня эта музыка благодаря уникальным и универсальным достоинствам, оставаясь в своём историческом контексте, способна восхищать и вдохновлять на новые и самые неожиданные прочтения, два из которых мы вам представим в сравнении.

Послушаем три разнохарактерных номера подряд из сердцевины сюиты – 3. Лур Влюбленного Нептуна; 4. Гавот Играющих Наяд; 5. Арлекинад Спортивных Тритонов

1. Ансамбль Zefiro под руководством Альфредо Бернардини

2. Жорди Саваль и Le Concert des Nations

У кого из исполнителей Нептун влюблён более страстно, Наяды игривее, а Тритоны спортивнее — решать вам. Не забудьте отразить ваш выбор в голосовании.

Кубок интерпретаций. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Кубок интерпретаций

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация