Картинка

Уроки истории Попытка разбить Гудериана

13 сентября 2021, 07:52

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".

В ночь на 13 сентября 1941 года на оборонительные позиции Красной армии в районе Пулково вышла 5-я дивизия народного ополчения, сформированная из жителей города. Костяк соединения составил партактив Выборгского райкома и работники завода "Русский дизель". При этом во вновь возникшей, буквально в считанные дни, дивизии был полк василеостровцев, состоявший из сотрудников ленинградского отделения Академии наук, Академии художеств, студентов и преподавателей ЛГУ. Все они приняли свой первый бой на рассвете и не дали противнику продвинуться дальше. Многие – ценой собственной жизни.

На другом участке обороны Ленинграда нашим пришлось отступить. Немцы прорвались севернее Красного села и вышли к поселку Володарскому. Возникла прямая угроза захвата города Урицка. Командование фронта бросило в бой свой последний оперативный резерв – 10-ю стрелковую дивизию. В этот день впервые артиллерийскому обстрелу подверглись корпуса Кировского завода, который ни на минуту не прекращал своей работы. Всего же 13 сентября на улицах города разорвались 200 артиллерийских снарядов противника.

В этот момент многое зависело от состояния боевого духа, морально-волевых качеств, и многое для этого делали фронтовые спецкоры, журналисты, находившиеся на передовой. Среди них было немало известных и популярных советских писателей, публицистов. Так, имя Ильи Эренбурга летом 41-го стало известно всем. Его статьи и заметки в "Красной звезде" на фронте и в тылу врага, в партизанских отрядах ждали с нетерпением. Главред "Красной звезды" Давид Ортенберг вспоминал потом: "Рассказывали, что в одном партизанском отряде был даже отдан письменный приказ: "После прочтения разрешается употреблять номер газеты на раскурку, за исключением статей Эренбурга".

В начале сентября публикации Ильи Григорьевича пропали с газетных полос. В редакцию стали сыпаться звонки: "Что с Эренбургом?". Оказывается, в те дни он с группой спецкоров прибыл на Брянский фронт, где наши войска пытались продолжить наступление после взятия Ельни. "В штабе фронта", – пишет Ортенберг, – "командующий генерал Еременко рассказал, что он уже восьмой день ведет наступление, продвинулся на 60 километров. Между Десной и Сеймом противнику нанесён сильный удар. Андрей Иванович был настроен оптимистически, а все-таки нетрудно было заметить, что операция протекает далеко не так, как требовала Ставка. Подошел еще какой-то генерал и вмешался в наш разговор. Из его слов получалось, что у гитлеровцев все идет к развалу, что подлеца Гудериана мы все равно разобьем. Мы с Эренбуогом понимающе переглянулись: хотелось бы верить. Но чувствовалось, что этот генерал стремится взбодрить не столько нас, сколько самого себя".

Завершается описание событий того дня у Ортенберга тревожно: "В дождливый сумрачный день, когда мы возвращались в Москву, войска Брянского фронта еще продолжали свое наступление, однако, как известно, разбить 2-ю танковую группу Гудериана тогда не удалось. Она прорвалась за Десну и устремилась в тыл юго-западному фронту".

Уроки истории. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация