Уроки истории "Вся площадь представляла собой кладбище": бои за Невский пятачок
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
Утром 20 сентября 1941 года сводный передовой отряд частей Юго-западного фронта, выходивший из окружения после сдачи Киева, с боями прорвался на левобережье Днепра в район Сенчи. Этим отрядом командовал полковник Баграмян – будущий маршал Советского Союза, в тот момент – начальник оперативного отдела штаба фронта. Между тем основная штабная колонна попала в окружение у хутора Дрюковщина. В ходе ожесточенного боя осколком снаряда был смертельно ранен командующий фронтом генерал-полковник Кирпонос.
Тогда же немцы атаковали позиции 40-й армии в районе Путивля, тем самым установив внешнее кольцо окружения, в котором оказались войска нашего Юго-западного фронта.
На другом участке фронта, в районе Ленинграда, в этот день в результате решительной атаки силами 115-й стрелковой дивизии, неожиданно для противника переправившейся на левый берег Невы, был захвачен плацдарм в районе населенного пункта Дубровки. В историю войны это место, в 12 километрах от истока реки в Ладожском озере, войдет под названием "Невский пятачок". Бои за плацдарм шириной в 2 и длиной всего в 1,5 километра будут длиться на протяжении 1,5 лет.
Река Нева в этом месте образует излучину с пологими берегами, и ширина русла невелика. С оперативной точки зрения, место удобное для нанесения контрудара. Кроме того, Дорога жизни, ведущая из Ленинграда к Ладоге, в этом месте очень близко подходила к реке, так что противник мог обстреливать ее прицельным огнем артиллерии. И еще одно обстоятельство: от плацдарма на Невском пятачке до позиций частей нашего Волховского фронта, имевших задачу пробиваться к Ленинграду с юга, было всего 7 километров.
Ожесточенные бои на Невском пятачке до декабря 41-го шли беспрерывно изо дня в день. "Вспоминать об этом нелегко", – писал потом в мемуарах ветеран 115-й дивизии Юрий Пореш. – "Но все укрепления, окопы, ходы сообщения были заполнены телами убитых бойцов и командиров. Вся площадь пятачка представляла собой кладбище – ни одного деревца или куста, ни одного кирпича на кирпиче: всё снесено огнем..." Только в начале 42-го немцам удалось локализовать плацдарм, выстроив вокруг него глубокоэшелонированную линию обороны в виде подковы. В апреле 42-го гитлеровцы даже сбросили было советские войска с Невского пятачка. Но в конце сентября 42-го он был отвоеван вновь ценой больших потерь. Наши части удерживали его вплоть до прорыва блокады на этом участке фронта в феврале 1943 года.
Данные о потерях в сражениях за Невский пятачок по разным версиям сильно расходятся. Но только за период боев осенью 1941 года одни лишь прямые безвозвратные потери Красной армии составили от 64 до 68 тысяч человек.