Картинка

Уроки истории "Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось отложить"

4 октября 2021, 15:05

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".

4 октября 1941 года неожиданное сообщение содержала в себе очередная сводка Совинформбюро: "Накануне, 3 октября, Гитлер выступил с речью по немецкому радио, в которой уверяет, что он не нападал на СССР, а только предупредил нападение на Германию со стороны СССР. Он уверяет, что, поступая так, ведет оборонительную войну и защищает Европу от СССР. Но то же самое он говорил, когда захватывал Бельгию, Голландию, Норвегию, Польшу, Грецию, Югославию. Уверял, что эти страны представляют угрозу для Европы. Разве не факт, что не советские войска вторглись в Германию, а немецкие в СССР? Что может противопоставить этому факту известный жонглер и профессиональный обманщик Гитлер? Ничего".

Между тем немцы в тот день заняли город Холм в верховьях Днепра, захватили мосты и прорвались на восточный берег в направлении Вязьмы. К исходу дня противник глубоко охватил фланги трех армий Западного фронта и такие же по численности силы армий нашего Резервного фронта.

Для ликвидации угрозы прорыва в полосе нашего Западного фронта была спешно создана оперативная группа Болдина в составе двух стрелковых дивизий и двух танковых бригад. Эти части попытались нанести контрудар, но требуемого результата – остановить продвижение противника – достичь не удалось.

На южном фланге у противника действовала танковая группа Гудериана. Имя этого немецкого генерала было уже хорошо известно нашим военачальникам, особенно после вынужденной сдачи Киева, когда исход дела решил глубокий обходной маневр танковой группы.

Писатель Константин Симонов, тогда фронтовой корреспондент "Красной звезды", в своих записках отмечает, что командующий Брянским фронтом Еременко в беседе с ним, рассказывая о ситуации, постоянно употреблял такую связку слов, как "подлец Гудериан", и в ответ на вопрос, откуда это взялось, охотно сообщил, что сам Сталин в разговоре с ним, Еременко, спросил, когда же вы наконец остановите этого подлеца Гудериана.

Отчаянные попытки остановить танки Гудериана, рвавшиеся к Москве с юга, со стороны Орла и Брянска, предпринимали наши танкисты из 4-й и 11-й бригад. Жуков в своих воспоминаниях упоминает о них особо: "Танкисты этих соединений впервые применили способ поражения вражеских машин из засады".

Не менее показательны и признания самого Гудериана. В своих послевоенных мемуарах о событиях начала октября 41-го он писал так: "В районе действия моего 24-го танкового корпуса у Мценска, северо-восточнее Орла, развернулись ожесточенные бои, в которые пришлось втянуть и резерв – 4-ю танковую дивизию. Русские бросили в бой большое количество танков Т-34, причинивших большие потери нашим танкам. Превосходство материальной части наших (то есть немецких) танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и теперь перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрый и непрерывный успех".

Вывод Гудериана: "Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить". Это был, пожалуй, самый главный итог первых 5 дней битвы за Москву, проходившей еще на дальних подступах к столице.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация