Кубок интерпретаций Хоральная прелюдия в виде трио, известная по фильму "Солярис"
Еще будучи придворным органистом в Веймаре (1708-1714), Бах уже начал составлять свой первый сборник хоральных обработок и прелюдий (сочинений на основе лютеранских гимнов). Они предназначались для использования в церковных службах, а прелюдии были введением в коллективное пение.
Согласно списку содержания рукописи Баха, это должно было быть собрание из 164 сочинений, но в итоге оно не превысило 46 (BWV 599-644). Порядок в сочетании с ограниченной длиной произведений указывает на то, что Бах планировал составить полный цикл хоральных обработок.
Позже, в период учебы в Кётене, он сопроводил сборник титульным листом, на котором было написано: ("Маленькая органная книга, в которой начинающего органиста учат всячески аранжировать хорал ... "). Поэтому в то время он планировал сборник как учебное пособие, возможно, для представления в качестве заявления в 1722 году на пост кантора в Thomasschule в Лейпциге, который был важной преподавательской должностью. Ученикам, должно быть, пришлось нелегко, так как прелюдии содержат вкратце полный набор барочных клавирных техник.
В этой простой хоральной прелюдии происходит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Медленная, нежная мелодия гимна Агриколы XVI века "Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ" поддерживается педалью в спокойном прогрессирующем аккомпанементе. Но внешность обманчива, поскольку тенор покорно корчится от отчаяния на заднем плане. Слова хорала изображают сомневающегося человека, который цепляется за Христа и задается вопросом, способен ли он жить в соответствии со словом Божьим. Бах объединяет различные ингредиенты этого трио – единственного в Orgelbüchlein – в трехмерное целое.
"Никогда прежде к Иисусу не обращались так трогательно", – считал голландский писатель Мартен Т’Харт. И с этим трудно поспорить.
Ламентативный характер выражен Бахом в выборе тональности – фа минор. Она служит выражению в музыке самых печальных настроений. Кстати, в последующее время к этой тональности также обращались с подобной целью, и тут хороший пример – симфония Гайдна 49 "La Passione".
Бах усиливает этот ламентативный характер в среднем голосе упорным проведением 16х нот в одном направлении, тщательно и настойчиво изображая глубокую печаль. И подчёркивает это повторяющимися фигурами баса.
Первый вариант от Тона Коопмана.
Играет он на роскошном органе Кристиана Мюллера в Ваальскерк в Амстердаме. Медленный темп, а это одно из самых неторопливых исполнений, отражающий глубину печали. Но депрессивной мрачности в этой хоральной прелюдии нет, вряд ли она вообще свойственна Баху. Бог поможет – эта светлая мысль тоже есть среди ингредиентов этого трёхмерного пространства.
И вот в исполнении Бернара Фокруля, который в записи 2018 года играет на органе Доминика Тома в замке Буклие в Страсбуре, эта мысль, быть может, присутствует более отчётливо, пробиваясь сквозь отчаяние.
Что думаете?
Смело выражайте своё мнение в голосовании.
Кубок интерпретаций. Все выпуски
- Все аудио
- Кубок интерпретаций