Время и место "Немец" Константин Тон – один из самых русских архитекторов

7 ноября 2021, 21:06

Персоны

Как жил, учился и работал архитектор Константин Тон – создатель храма Христа Спасителя, Московского вокзала в Петербурге и Ленинградского в Москве, а также других примечательных зданий.

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе в программе "Время и место". Приветствую, Марат.

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Итак, сразу мы начнем. 6 ноября, по новому стилю (это всегда теперь надо уточнять, если мы говорим о временах давних), в 1794 году в Петербурге родился Константин Тон – очень известный, замечательный русский архитектор (ну, вот по поводу "русский" мы сейчас поговорим), автор действительно эпохальных зданий и в Москве, и в Санкт-Петербурге. И многие из его работ, безусловно, вы знаете. Но одной из самых главных, конечно, стал храм Христа Спасителя.

САФАРОВ: Да, и творец русского византийского стиля, пусть и недолгого, но действительно (Гия абсолютно прав) эпохального, создавшего целый период в русской архитектуре, в истории нашего зодчества. Действительно Константин Тон – один из самых русских архитекторов не только по своей принадлежности к русскому государству, но именно и по архитектурной своей стилистике, интересу к русской истории, которую он в 19-м веке вот так вот возобновил. Но при этом это немец, петербургский немец, учившийся в "Петершуле".

САРАЛИДЗЕ: Лютеранская, да.

САФАРОВ: В немецкой школе лютеранской.

САРАЛИДЗЕ: Я правильно понимаю, что он в принципе был лютеранином?

САФАРОВ: Он был лютеранином, да. И впоследствии там, конечно, его строительства и храма, и не только Храма Христа Спасителя, но и в провинции. Вот, скажем, если кто-то любит путешествовать по Орловщине, то в Ельце есть грандиозный собор Константина Тона. Есть работы, ну скажем так, повторяющиеся, то есть они проектные копии, которые рассылались в провинцию, работы Константина Тона. Возможно, он даже и не бывал в этих городах, но там возводились храмы большие православные по его проектам, например, в Арзамасе. Вот это все Константин Тон. Но самое главное, что путешественник, который едет из Петербурга в Москву или из Москвы в Петербург, тоже оказывается в строениях, в вокзалах бывших Николаевских в обеих столицах наших работы Константина Тона. Вот это все он.

САРАЛИДЗЕ: Это вот удивительно. Для меня, кстати, честно скажу, было открытием, что Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге – это творения Тона. Вот честно, это как-то, наверное, некрасиво с моей стороны, но это так. Но мало того, что он был по происхождению все-таки немец, хотя и родился, и учился в Санкт-Петербурге, хотя и в лютеранской школе, но ведь он еще 6 лет учился архитектуре в Италии, он 6 лет прожил там и создавал там, кстати, проекты очень интересные и серьезные, в том числе и Дворец Цезарей в Риме. Вот. И он получил признание за границей, но при этом вернулся и, изучив древние, античную архитектуру в том же Риме, в Италии, он это все перенес на русскую почву.

САФАРОВ: Да. Поначалу, конечно, его первые постройки в России были выполнены в модном, доминировавшим тогда стиле классицизма. Но впоследствии вот его интерес и к древнерусскому зодчеству, вообще к русской истории и культуре, цивилизации в широком смысле, а не только с точки зрения архитектуры, они привели вот к формированию этого русского византийского стиля, так понравившегося Николаю Первому, императору. Поэтому вся карьера Константина Тона блестящая – это во многом не только его талант, но и вот время и место, что называется: созвучие его увлечения с идеями, которые в русском государстве (мы об этом говорили в нашем проекте "Цивилизация" подробно об эпохе Николая Первого, в том числе и с идеологической точки зрения)...

Слушайте в аудиофайле!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация