Кубок интерпретаций Гайдн. Загадочный менуэт "Прощальной" симфонии

9 ноября 2021, 21:51

Самая распространённая версия того, про что эта музыка, сводится к житейским обстоятельствам бытовых и финансовых трудностей музыкантов капеллы Эстергази, которым зимой 1772 года князь долго, то ли не давал отпуска, то ли не платил жалование. Подобное обывательское объяснение явно не устраивало романтиков 19 века, и они предложили свою пафосную трактовку замысла Гайдна, будто бы повествующего в симфонии о расставании с жизнью. На это даже среагировал Шуман, писавший в 1838 году, что в финале "Прощальной симфонии", когда музыканты уходили со сцены после того как тушили свечи, "…никто не смеялся при этом, так как было не до смеха".

Были и другие версии – о том, что Гайдн хотел проучить оркестрантов, не принявших его новшества. Или о том, что князь решил распустить капеллу, и Гайдн остроумно ответил ему акцией протеста в форме заключительного adagio с уходом инструменталистов по одному.

Но в этой таинственной симфонии есть и чисто музыкальная загадка – её основная тональность, фа диез минор, чрезвычайно редко используемая, особенно в симфонической музыке. Она применена во вступительном allegro и в 4 части presto.

А вот в менуэте используется ещё более редкий фа диез мажор. Есть у него и чисто музыкальная изюминка – странный пианиссимо-обрыв заключительной фразы в конце каждой половины менуэта, оставляющий музыку висящей в воздухе с чувством неразрешенности.

Сегодня мы будем слушать этот загадочный менуэт в исполнении двух корифеев, которых уже нет с нами. Николаус Арнонкур и Франс Брюгген.

У Арнонкура любопытно контрастное решение — лихой менуэт и степенное трио.

Но ещё больший контраст обнаруживается между прочтением Арнонкура и его Concentus Musicus Wien и интерпретацией Франса Брюггена с оркестром Века Просвещения, где как будто бы слышится особая нежность и трогательность в значительно более медленном темпе.

Кубок интерпретаций. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Кубок интерпретаций

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация