Время и место Карьера Анатолия Добрынина – урок для дипломатов

21 ноября 2021, 21:13

Персоны

Посол СССР в США Анатолий Добрынин. 24 года на посту. Дебют Добрынина в Карибский кризис и развитие карьеры. Какие уроки могут извлечь из этого пути другие дипломаты?

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Пришло "Время и место". Марат, приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Итак, о ноябре у нас идет речь. Вот неделя, которая, так сказать, минула. И начнем мы с дня рождения ну действительно выдающегося (так принято, знаешь, всегда обо всех говорить "выдающийся"), но это действительно выдающийся советский, да и не только советский дипломат, это выдающийся вообще дипломат, я думаю, что об этом действительно можно спокойно и уверенно сказать. 16 ноября 1919 года родился посол СССР в США Анатолий Добрынин. И нашу страну в Соединенных Штатах Америки Анатолий Федорович Добрынин представлял 24 года.

САФАРОВ: Да, 24 года непростых. А когда они были простые в советско-американских взаимоотношениях?

САРАЛИДЗЕ: Это точно.

САФАРОВ: В 62-м году, только поступив на свою должность, приехав в Вашингтон, буквально сразу же Добрынину пришлось участвовать в разрешении Карибского кризиса.

САРАЛИДЗЕ: Да, одного из самых сложных, одного из самых взрывоопасных и смертельно, прямо скажем, опасных для цивилизации кризисов. Конечно, и то, как Добрынин провел это, можно сказать, дебют.

САФАРОВ: Это дебют и это вот урок для дипломатов. Был, конечно, период Берлинского кризиса, когда ситуация была горячей, накаленной. Но все-таки вот это балансирование в октябре 62-го года на грани ядерной войны – это именно Карибский кризис. И то, что он был разрешен, во многом, в значительной мере заслуга Добрынина. Здесь можно многих, много фигур называть. Здесь, конечно, все-таки и сам Хрущев, одумавшийся в последний момент. Это, безусловно, мудрость Анастаса Ивановича Микояна, в особенности его переговорный процесс с Фиделем Кастро, вот эта вся известная история. Но Добрынин и его личный контакт, личные встречи с Робертом Кеннеди – с братом президента США, министром юстиции и самым таким близким к нему человеком – это была очень важная история. Надо вообще сказать, что Добрынин не работал по каким-то лекалам и канонам. Это, может быть, странно прозвучит: он провел всю свою дипломатическую карьеру под руководством вроде бы такого вот, ассоциирующегося с правилами дипломатическими Андрея Андреевича Громыко, это его прямой начальник, тем не менее Добрынину позволялось проявлять инициативу. И вот, в частности, то, что он фактически выбрал для своих переговоров (и получил на это согласие) брата президента, вот какую-то неофициальность этому придать – это заслуга Добрынина.

САРАЛИДЗЕ: Да нет, да там просто не что неофициальность, это практически была тайная секретная операция проведена. Это было сделано блестяще, и, причем, не просто как дипломатическая, но и как, я бы сказал, там разведывательная, шпионская, можно сказать, операция. А дело в том, что ведь в Вашингтоне прямо перед самым кризисом побывал министр иностранных дел Андрей Громыко собственно, и они провели встречу с президентом США, и на этой встрече и Добрынин присутствовал. Вот. И прямо после отъезда собственно Громыко разразился вот этот кризис, очень серьезный. И та встреча действительно судьбоносная с братом президента США. И они ведь договорились о прямой линии, о той линии контакта, который должен быть доверительным. И тогда ведь самое главное (да и сейчас, наверное) в международных отношениях – это доверие. Можно верить слову своего визави или нельзя. К сожалению, сейчас мало кто кому верит вообще на слово. Да и не на слово тоже. В общем, договора, которые там подписаны, тоже иногда не стоят, как говорится, бумаги, на которой оно написано.

Слушайте в аудиофайле!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация