Время и место Ту-134 покорил весь мир

31 июля 2022, 21:15

Персоны

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это "Время и место".

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Приветствую, Марат. Итак, три даты, по традиции которые мы выбрали с Маратом. И первая – это 29 июля 1963 года. Именно в этот день и в этом году состоялся первый полет самолета (легендарного, я считаю, самолета) Ту-134.

САФАРОВ: Реактивный самолет этот – один из наиболее удачных проектов в области мирового пассажирского самолетостроения. Он, как известно, вошел в историю гражданской авиации, став самым массовым, ну и, наверное, одним из самых популярных советских авиалайнеров.

САРАЛИДЗЕ: Да, безусловно, наряду там с Ту-154. Я на Ту-134 летал, ну я не знаю, наверное, не одну сотню раз, не побоюсь этого слова, в самые уголки Советского Союза. И, кстати, и не только, и успел даже на Ту-134 полетать и за границу. Вот. Надежная машина, как о ней говорили многие пилоты, с которыми мне приходилось общаться в эфирах, в интервью и так далее, очень они хвалили этот самолет.

САФАРОВ: Да, именно его назначение было, функционал связан именно с региональными авиалиниями. Ну, история туполевских самолетов, она всегда очень такая причудливая, каждая на отдельный сюжет потянет. Но тем не менее, вот Ту-134 считается… В недрах конструкторского бюро такое предание, что был визит в 60-м году известный Никиты Сергеевича Хрущева во Францию, он там прокатился на "Каравелле", на авиалайнере французском, и отметил низкий уровень шума и вибрации самолета. А когда вот собственно он прилетал в Париж, был шумный Ту-104. И вернувшись в Москву, Хрущев вызвал Туполева и такое высказал пожелание (тире приказ) – сделать самолет, сопоставимый по уровню комфорта вот с этим французским лайнером.

САРАЛИДЗЕ: А вообще интересно, что вот в те годы заочное, что ли, соревнование (наверное, не совсем правильное слово, но…)

САФАРОВ: Соперничество.

САРАЛИДЗЕ: Соперничество, да. Было именно с французским авиапромом, вот это интересная вещь.

САФАРОВ: Да, именно с французским авиапромом. Туполев, конечно, уже давно работал в такой, ну, в общем-то, связи с Хрущевым, известны и полеты в Соединенные Штаты на советском самолете Туполева. В общем-то, они были хорошо знакомы, и поэтому работа эта стала очень активно вестись. Это было такое практически партийное задание, значит, конструкторскому бюро. Новый самолет очень быстро был разработан, и уже в сентябре 1967 года (ну, быстро по меркам и конструкторским, и авиапрома) Ту-134 совершает первый пассажирский авиарейс по маршруту Москва – Адлер.

САРАЛИДЗЕ: Вообще, чтобы понимать, база, конечно же, для новой машины была уже, это был Ту-124. Вот чтобы понимать, как все происходило, действительно на проектирование самолета ушло три года. В общем, это, конечно, рекордные сроки и по тем временам, и по нынешним тем более временам. И действительно опытная машина уже была в начале 63-го года собрана.

САФАРОВ: Она была собрана действительно и испытана, и была, в общем, реализована в массовом таком, массовом производстве. Надо вообще сказать, что к завершению советской истории, к началу 90-х годов только в Советском Союзе 134-е перевезли около 500 миллионов пассажиров. А кроме того, как известно, этот самолет поставлялся на экспорт соседям нашим по соцлагерю, в развивающиеся страны, и, в общем-то, покорил весь мир.

САРАЛИДЗЕ: Да, по тем временам, кстати, очень высокий уровень комфорта...

Слушайте в аудиофайле!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация