Картинка

Время и место Разговоры об отсталой России разбиваются о просветительскую деятельность Екатерины II

9 апреля 2023, 21:15

Персоны

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это "Время и место".

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Приветствую, Марат. Итак, три даты по традиции, которые мы выбрали с Маратом и готовы с вами, наши уважаемые слушатели, обсудить.

Первая дата – 8 апреля 1782 года. Именно в этот день Екатерина Вторая издает указ о создании народных школ во всех городах России. Годом ранее они уже появились в Санкт-Петербурге, публичные бесплатные школы.

САФАРОВ: Да, конечно, период правления Екатерины Великой историки единогласно определяют как эпоху просвещенного абсолютизма. При ней до этого знаменитого указа уже появилась первое в России женское учебное заведение. И вообще такие первые серьезные шаги к созданию школьной системы императрица осуществила уже в 1760-х годах. Например, спустя всего два года после своего воцарения в 64-м году были открыты Смольный институт благородных девиц и воспитательное общество благородных девиц.

САРАЛИДЗЕ: Ну, интересно, что именно с девиц она начала.

САФАРОВ: С девиц начала Екатерина, да. Ну, может быть, потому что сама была просвещенной девицей, вошедшей на русский престол. И, конечно, ее деятельность укладывалась в эпоху и в идеологию просвещенного века, века просвещения. Здесь, конечно, историки спорят, с кем она контактировала, или скорее к какой системе образования наиболее близка была модель, утвержденная Екатериной. Но все-таки большая часть полагает, что модели вот такие в Европе были созвучные у двух императриц-женщин: у Екатерины Второй и у австрийской императрицы Марии Терезии, которая осуществляла свои образовательные реформы, тоже массового плана, примерно в эту же эпоху. Ну, конечно, чуть раньше на самом деле, потому что Мария Терезия постарше. В общем, это созвучно было тогда европейскому веку, и Екатерина ни в коей мере не отставала от него.

САРАЛИДЗЕ: На мой взгляд, споры по поводу первенства и так далее, это достаточно… ну, имеет право на жизнь, безусловно. Но, с другой стороны, понятно, что многие процессы шли параллельно. Здесь важен тот факт, что вот эти все разговоры об отставании России разбиваются как раз об эти факты.

САФАРОВ: Да, конечно. Поскольку эта система создавалась действительно параллельно другим европейским образовательным моделям, а в чем-то их превосходила даже. И во всяком случае Екатерина в образовании брала все самое лучшее, что было на тот момент в Европе. И опять же, повторимся, вот в этой австро-немецкой части, которая, понятно, по ее происхождению была ей близка, она, конечно, имела очень большой такой вот, в общем-то, интерес к этому региону и к тем образовательным проектам, которые там осуществлялись.

САРАЛИДЗЕ: В 1781 году императрица уже основала учебное заведение при Исаакиевском соборе. Оно, в общем, положило начало такой целой сети школ, развитие которых было законодательно закреплено. Был указ специальный от 27 февраля того же года, и год спустя система получила развитие по всей России. Была создана сеть бессословных, двухклассных тогда народных училищ в уездных и четырехклассных народных училищ в губернских городах (было такое разделение)...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Новые выпуски

Авто-геолокация