Время и место Строительство Ленинградского метро: сложности и рекорды
Персоны
15 ноября 1955 года состоялся запуск первой очереди Ленинградского метрополитена. Подробнее – Гия Саралидзе и Марат Сафаров.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это "Время и место".
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Приветствую, Марат. Итак, три даты, которые мы отобрали сегодня с Маратом, чтобы поподробнее поговорить об этом. Надеюсь, будет интересно.
Итак, первая – 15 ноября 1955 года. Состоялся запуск первой очереди Ленинградского метрополитена.
САФАРОВ: Конечно, обращение к истории Петербургского или в прошлом Ленинградского метро, оно очевидно. Поскольку, в отличие от Московского метрополитена, овеянного историями первых пятилеток, подвигом строителей 30-х годов, многочисленными документальными фильмами, каждый год 15 мая мы отмечаем…
САРАЛИДЗЕ: И художественные – одни "Добровольцы" чего стоят.
САФАРОВ: "Добровольцы", да. История метро в Ленинграде известна гораздо меньше.
САРАЛИДЗЕ: Хотя на самом деле его история уходит глубже корнями в историю, чем Московского метрополитена. Дело в том, что еще в XIX столетии, причем в начале его – в 1820 году – разрабатывались различные проекты. Иногда очень завирательные, надо сказать, но тогда разрабатывали так называемые внеуличные железные дороги в Санкт-Петербурге. Но ни одна из них даже не начинала реализовываться.
САФАРОВ: Может быть, и слава богу. Потому что проектировщики 19-го года были схожи, в общем, с большевистскими строителями, поскольку предлагали, например, Екатерининский (то есть канал Грибоедова) подзасыпать и сделать эту внеуличную железную дорогу, все снести.
САРАЛИДЗЕ: Надо сказать, что тогда проект отклонили ровно из соображений, чтобы не допустить разгрома центральной части города и уничтожение ценных сооружений. В общем, большое человеческое спасибо за это, конечно.
В 1914 году, когда Санкт-Петербург был уже переименован в Петроград, тогдашнему главе города графу Ивану Толстому удалось убедить императора Николая Второго в том, что нужно все-таки строить метро. На геологические изыскания тогда были выделены большие по тем временам – 25 тысяч рублей. Разрабатывать план подземки поручили Управлению городских железных дорог (уже тогда были такие управления городских железных дорог), и к 17-му году завершились вот эти изыскания.
САФАРОВ: Понятное дело, что после революции, Гражданской войны, а самое главное – переводу столицы из Петрограда в Москву, конечно, вся история метрополитена, первого советского, реализовывалась в Москве.
Полностью слушайте в аудиофайле!
Время и место. Все выпуски
- Все аудио
- Время и место