Утро с Сергеем Шаргуновым Подсознание не пускает в метро
Персоны
Городские жители страдают фобиями. По данным опроса, жители мегаполисов оценивают свое положение хуже, чем те, кто живет в маленьких городах и селах. По словам экспертов, население мегаполисов испытывает большее психологическое напряжение, люди чаще боятся. Самые распространенные в больших городах фобии – боязнь толпы, открытых или закрытых пространств, терактов. Многие, однако, "выбирают" себе оригинальную фобию и стараются, например, не ходить пешком по мостам или не ездить на пустом эскалаторе. Современные реалии мегаполиса порождают новые навязчивые опасения: люди панически боятся эвакуатора, сосулек, свисающих с нечищеных крыш, сотрудников правоохранительных органов.
А чего вы боитесь в городе?
Эти и другие темы Людмила Шаулина и Сергей Шаргунов обсудили в утреннем эфире со слушателями "Вести ФМ".
Гости студии - Татьяна Клименко, руководитель отделения Государственого научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, эксперт Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации", практикующий врач психиатр-нарколог. А также - Галина Леонтьева, начальник отдела Московской службы психологической помощи населению.
Шаргунов: Доброе утро, друзья. В студии Людмила Шаулина, Сергей Шаргунов. Сегодня мы поговорим о разном.
Шаулина: Как всегда.
Шаргунов: Этот первый час мы отдадим фобиям. Поговорим подробно, я надеюсь, и детально.
Шаулина: Хорошая воскресная утренняя тема.
Шаргунов: О страхах, о том, что мучает вашу психику. Потом будем говорить про дизель. И, наконец, будем говорить про встречу писателей с Путиным. Ну что... Фобии... Жители больших городов всё чаще страдают от различных фобий. Я в этом был убеждён всегда. Мне казалось, что эти самые фобии – они нарастают. Мне казалось, что страх, как снежный ком, катится по большим городам. А теперь мои представления подтверждают социологические опросы. По данным опроса жители мегаполисов оценивают свое положение гораздо хуже, чем те, кто живёт в маленьких городах и сёлах. Потому что жители мегаполисов боятся. Они боятся толпы, то есть самих себя в скоплении. Они боятся открытых пространств, боятся закрытых пространств. Ну, разумеется, боятся терактов, разумеется, боятся криминала.
Шаулина: Но есть оригинальные же ещё фобии. Тут же перечисляются. Прекрасно просто. Например, некоторые боятся ходить пешком по мостам. Вот так.
Шаргунов: Это тоже отчасти страх высоты. Они боятся, что сорвутся.
Шаулина: Нет, именно по мостам. Понимаешь? По крыше, например, не вопрос. А вот по мостам – да... Или вот ездить в одиночестве по эскалатору. Вот если эскалатор пустой, то...
Шаргунов: А некоторые наоборот боятся скопления людей на эскалаторе.
Клименко: Или выходить, например, на балкон.
Шаулина: Сейчас с нами руководитель отделения государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, эксперт общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации" Татьяна Клименко.
Шаргунов: Ну, вот прямо из того самого института Сербского?
Клименко: Прямо из него.
Шаргунов: Ого-го... Да... Всегда хотелось поговорить с таким человеком. Скажите, действительно чаще стали обращаться к вам люди с различными психологическими проблемами?
Клименко: Вы знаете, во-первых, мне хочется сказать, что более правильно говорить всё-таки не "фОбии", как говорит большинство населения...
Шаргунов: А "фобИи", наверное?
Клименко: А "фобИи". Потому что это французское слово. Во французском языке ударение всегда ставится на последний слог. Поэтому "фобИи".
Шаргунов: Я всё-таки как отчасти филолог, скажу вам, что так получилось, что в России оно прижилось. По крайней мере, словарь позволяет двойное ударение.
Клименко: Я вам скажу так. Обыватель обычно говорит "фОбии", специалисты все говорят "фобИи". Это более правильно.
Шаргунов: Можно, мы немножко побудем обывателями? Или ладно, хорошо. Давайте, поскольку вы у нас специалист, этот час мы наступим себе пяткой на горло и будем говорить "фобИи".
Клименко: Хорошо. И ещё. Всё-таки знаете, что мне хотелось вам сказать. Всё-таки вы очень сильно расширили само понятие вот этих фобий, очень расширили. Вы сюда объединили и психологически понятные опасения, и страхи, и тревоги, и фобии – всё в одну кучу. На самом деле, это неправильно. Фобии – это всё-таки более конкретное понятие. Если человек опасается каких-то неправомерных действий со стороны сотрудника правоохранительных органов, поверьте мне, это всё-таки не фобия. Это психологически понятный страх, который связан с нашим опытом или с опытом наших знакомых.
Шаргунов: Да. Который подтверждается на практике.
Шаулина: Ну, этот же страх может действительно иметь такие патологические какие-то особенности. Страх, допустим, человека в форме. Ну, боятся же люди пауков...
Полностью слушайте в аудиоверсии