Утро с Сергеем Шаргуновым Россияне соскучились по чёрному хлебу литературы
Персоны
Владимир Путин встретился с российскими писателями. На встрече с писателями премьер-министр Путин выразил свою обеспокоенность тем фактом, что Россия постепенно перестаёт быть самой читающей страной в мире. Глава правительства привёл печальную статистику: за прошлый год 40% взрослого населения страны не прочитало ни одной книги. Интересно, что среди экономически активных россиян в этом признаются только 5%.
Какой должна быть литература в нашей стране? Что несут народу современные писатели? И как заставить людей читать?
Эти и другие темы Сергей Шаргунов и Людмила Шаулина обсуждали со слушателями радио "Вести ФМ", а также с писателем-фантастом Сергеем Лукьяненко.
Шаргунов: У нас есть на связи Сергей Лукьяненко. О чём вы говорили на встрече с российским премьером?
Лукьяненко: До меня, как говорится, не дошёл ход. Собственно говоря, и до меня было сказано практически всё, наверное, что хотел бы сказать я. Говорили о положении дел в книжной отрасли. Говорили о том, как, скажем так, чувствуют сейчас себя издатели и авторы. Поднимались вопросы по авторским правам. Это была такая часть, когда люди рассказывают о проблемах, которые им наиболее близки. И, в общем-то, шёл разговор о каких-то общих вещах. Говорилось о том, что стране необходима национальная идея, что нужна какая-то общая объединяющая идея. А не то, что сейчас у нас, как то назвал Михаил Веллер, основная идея зарабатывать денег. Что, собственно говоря, конечно, ни к чему позитивному не приводит. Речь шла, в общем-то, о многих вещах.
Шаргунов: Сергей, о чём молчали? Вот Ганиева написала "О чём я молчала". О чём всё-таки вы хотели спросить? В чём был конкретный ваш вопрос?
Лукьяненко: Мой конкретный вопрос и озвучил Веллер. Вопрос был о том, что такая страна, как наша, она никогда не существовала на одной только идее личного обогащения, как сейчас происходит. И если мы посмотрим в прошлое, то всегда была некая общая идея. Либо идея славянской какой-то миссии объединяющей, которая была в царские времена. Либо идея, действительно, коммунистическая. Не будем сейчас обсуждать, насколько она была правильной или нет, насколько утопична. Но это была некая внематериальная идея, идея социальной справедливости и так далее. Сейчас у нас такой какой-то объединяющей идеи нет, и в этом, конечно, состоит большая проблема. Потому что невозможно строить общество только на том, что каждый должен обогащаться в меру своих сил и добиваться какого-то личного благополучия.
Шаргунов: Сергей, не смотря на то, что пишете и пишете много, у вас время-то бывает читать? Что читаете?
Лукьяненко: Я читаю, разумеется, большей частью, наверное, то, что можно было бы назвать специальной литературой, так или иначе близкой к фантастике. Это, например, английский автор Терри Пратчетт, уэльский автор Джаспер Ффорде. Это два у меня любимых автора сейчас. Наши авторы: Леонид Каганов, Евгений Лукин. У нас очень много хороших авторов, пишущих в жанре фантастики.
Полностью слушайте в аудиоверсии