Начало Дом вне мегаполиса - и дань моде, и объективная реальность
Персоны
Жизнь вне мегаполиса. Гость Ольги Бадьевой и Юрия Богданова в студии "Вестей ФМ" - гендиректор компании "Сапсан-недвижимость" Валерий Хлебутин.
Бадьева: И, как и обещали, у нас в студии Валерий Хлебутин, генеральный директор компании "Сапсан-недвижимость". Будем говорить о приятном - о том, где свежий воздух, где зелено, где спокойно - о загородной недвижимости. Попытаемся понять все-таки - сейчас это некая объективная реальность, место, где можно жить полноценной жизнью, либо это по-прежнему дань моде, потому что еще в 90-х, по-моему, начался такой массовый поток москвичей, в том числе из крупных мегаполисов. Каковы сейчас тенденции?
Хлебутин: С моей точки зрения, это и дань моде, и объективная реальность одновременно, потому что требование у людей примерно одинаковое - хочется жить в покое, хочется жить на природе, хочется общаться с себе подобными, хочется, чтобы не сильно мешало окружение. Мегаполисы стали недружелюбными, среда очень агрессивна, и, конечно же, у людей есть желание куда-то спрятаться, где-то уединиться, побыть на природе, пожить на природе - шашлыки, бани, дом в шаговой доступности.
Богданов: Сразу возникает вопрос: когда человек думает о жизни за городом, он представляет себе и эти огромные пробки, которые выстраиваются вечером в область и утром в Москву. Работает, как правило, состоятельный человек, который может позволить себе коттедж, дачу или какой-то дом, скорей всего, где-нибудь в пределах Садового кольца, и вот он выезжает из своего прекрасного, нового, отличного коттеджа и встает в эту многокилометровую пробку, не пугает ли это?
Хлебутин: Пугает, разумеется, это и есть реальность наших дней. Но если говорить о жизни в пределах Садового кольца - то это все равно что жить в камере, камере-одиночке...
Бадьева: Еще мне кажется, что это очень населенная "камера", и в этом ее проблема.
Хлебутин: Да, безусловно, можно утешаться, что вы в хорошей компании, но при этом не иметь возможность покинуть ее. Потому что какая разница, в каком направлении двигаться - Москва доказывает нам ежечасно - любое направление забито. И в этом смысле есть только одно решение этого вопроса - выбрать правильное направление. Правильных направлений, как известно, все больше и больше, но есть традиционно правильное, например, Новая Рига. И вот если говорить о езде по Новой Риге, не в том ее состоянии, в каком она пребывает в данную минуту...
Богданов: ...ее реконструируют.
Бадьева: ...причем уже давно.
Хлебутин: Да, ее реконструируют с прошлого года. Это будет прекрасная восьмиполосная дорога класса "А", и если говорить о трафике езде по Новой Риге, то давайте сравним: вы привели в пример Садовое кольцо. А я вам в пример приведу Новую Ригу и скажу такую вещь: что при скорости 11-120 км/ч в одну минуту мы проезжаем 2 километра, т.е. 10 км - пять минут. Теперь давайте переводить на этот язык движение внутри Садового кольца: 5 минут внутри Садового кольца - это ровно один светофор. Вот и три светофора...
Богданов: С одной стороны, да, но человек, выезжающий из своего загородного дома, упирается в Садовое кольцо и стоит там на светофорах и в этих пробках. Вот сколько занимает приблизительно путь в центр города, по той же самой Новой Риге? Ну часа полтора, наверное?
Хлебутин: Смотря откуда. Ведь Новая Рига тянется до самой Риги. Если речь идет...
Богданов: Нет, ну из Риги - это долго...
Хлебутин: Да, если речь об оптимальных расстояниях в 25-30 км, когда сказывается влияние Москвы: засветка на небе, экологические факторы, шумовые и т. д.
Бадьева: Хотя раньше, по-моему, 5 км отъехала - и уже было хорошо, и уже забываешь про Москву. Сейчас это 25 километров.
Хлебутин: Да. Если говорить о "раньше", со словом "отъехала" - это вы погорячились - отошел, дорог не было.
Богданов: Я как раз почему спросил, может, вы расскажете, где вот оптимальный, комфортный пояс вокруг Москвы? Давайте, раз уж мы взяли это направление Новая Рига, то давайте и обсуждать. Сколько это километров? Потому что сейчас действительно это урбанизация продвигается все дальше и дальше, и многие, у кого там были дачи если брать западное направление - во Внукове, Переделкине, считали, что они находятся за городом, а сейчас уже табличка "Москва", уж новая Москва вообще-то до Калужской области у нас, а вот где этот пояс комфортности?
Хлебутин: Направление не однородно и не одинаково в этом направлении, если вы сказали о Новой Риге, и я о ней же говорю, то как раз Новая Рига в этом плане - наиболее благополучное направление. Если сравнивать даже с таким традиционным считающимся хорошим Рублевским направлением, то трафик движения по Рублевке, во-первых, это мучительный трафик, во вторых: непредсказуемая Новая Рига, при всех ее нынешних недостатках, реконструкциях, все таки предсказуема...
Бадьева: Ее меньше перекрывают, практически не перекрывают.
Хлебутин: Да, верно. В этом как раз и состоит ее преимущество.
Бадьева: Полос там больше?
Хлебутин: И полос там больше, это так. А будет еще больше - восемь полос.
Бадьева: Но коттеджей, наверное, там тоже больше, с другой стороны? Ведь строительство ведется интенсивно?
Хлебутин: Дело в том, что, безусловно, на Новую Ригу было обращено внимание приблизительно 12-13 лет назад, она стала интенсивно застраиваться опорными районами, городскими районами Новой Риги являются Строгино, Крылатское и т. д., а это районы наименьшего экологического влияния, это спаянные традиционные районы. Близость к этим районам в общем-то не напрягает в экологическом плане - это первое. Второе - Новая Рига - это направление, по которому было комфортно передвигаться, и это было направление, которое осталось относительно пустым с точки зрения возможностей новой застройки, возникновения этого бума. И вот сошлись объективные причины, в силу которых Новая Рига была застроена, и плюс рядовые характеристики этих мест: они ведь превосходны, это очень хорошие, красивые места.
Богданов: Но насколько я понимаю, вы занимаетесь как раз застройкой, и у вас там не один уже проект реализован. Может, какие назовете?
Хлебутин: На счету группы компаний "Сапсан" (за 21 год существования) - 16 реализованных коттеджных поселков и построенных проектов и один строящийся проект.
Бадьева: Это не только на Новой Риге?
Хлебутин: Не только на Новой Риге. Компания "Сапсан" строила во всей России, даже в зонах Заполярья. Вот такой уникальный поселок, как "Красина" на Чукотке - был построен компанией "Сапсан" для полярных условий, ну а здесь - это, конечно, "Голубое" и "Зеленое подворье", "Новинки", "Опалиха", "Горки-9", "Снегири", знаменитый поселок "Княжье озеро", - это мегапоселок класса люкс, один из первых мегапоселков.
Бадьева: А что значит "мегапоселок"?
Богданов: Количество домов? Или по престижности?
Хлебутин: Два фактора: первое - это количество домов, и второе - это наличие инфраструктуры, потому что мы можем взять кусок земли, огородить его забором и сказать: вот коттеджный поселок. На самом деле, это не будет коттеджный оселок. И такое образование не будет считаться коттеджным поселком. Главным признаком будет - что в нем можно жить, обслуживая себя внутри этого поселка, никуда не выезжая. Разумеется, там не будет Эйфелевой башни и еще каких-то чудес света, но все необходимое, вплоть до зоопарка, ветеринарной клиники, даже экзотические какие-то вещи там будут.
Богданов: Не получается ли такая резервация для богатых? Вот мы там все живем, друг друга прекрасно знаем, общаемся, ходим на детские площадки, в магазины, даже, если я не ошибаюсь, какой-то пляж есть, озеро, но при этом все это совершенно оторвано от жизни. Хоть в этом есть, конечно, много плюсов, но нет ли в этом минусов?
Хлебутин: Ну во-первых, есть такое свойство жизни - сегодня богатый, завтра обыкновенный. Жизнь не стоит на месте. И тот, контингент, который покупал эти дома 5, 6, 7 лет назад - это обыкновенные граждане. Есть еще один аспект, я вам приведу пример. Мы с вами беседуем, и в этот же момент происходят продажи. Казалось бы, в секторе загородной недвижимости, в секторе элит - это редкость. Вот коттеджный поселок "Княжье озеро" построен давно, это самый заселенный поселок на Новой Риге из всех поселков, он является поселком для жизни: там школа, детский сад, зоопарк, озеро, несколько ресторанов, автомойка, масса всего в инфраструктуре...
Богданов: То есть теоретически можно оттуда и не выезжать...
Хлебутин: Абсолютно так. Абсолютно. Так вот в чем дело. Мы снизили цены до 60-ти процентов, и вы не можете себе вообразить, что сейчас творится. Этот отложенный спрос просто как цунами снес компанию.
Бадьева: Почему вы решили снизить цены?
Хлебутин: Вот как раз для того, чтобы немножко разбавить этот социальный пласт, который там образовался. Но вообще этому есть и экономические причины.
/Новости в эфире "Вестей ФМ"/
Бадьева: У нас сегодня в студии Валерий Хлебутин, гендиректор компании "Сапсан-недвижимость", мы говорим о преимуществах и о недостатках, в том числе, жизни за городом, пытаемся понять, сейчас это все-таки дань моде, которая была в девяностых, либо это уже такая объективная реальность, и Москва настолько агрессивный, запыленный и суматошный город, от которого очень часто действительно хочется сбежать погреться на солнышке и хорошо провести время, чтобы и с мыслями собраться. Говорили мы до новостей в том числе о поселке "Княжье озеро" на Новой Риге, а вот Валерий Геогриевич, что вообще предпочитают клиенты, когда они приходят к вам в офис, какие у них требования, прежде всего, что им нужно, на что они в первую очередь обращают внимание, покупая загородную недвижимость?
Хлебутин: Безусловно, важное условие - это ценовая доступность того, о чем мечтаешь. Это самое главное, потому что "хочу" и "могу" это как в известном анекдоте, желательно, чтобы совпадало.
Богданов: Но при этом можно ведь выбрать какой-нибудь домик в деревне за пять тысяч, полуразвалившуюся избу, а можно купить отличный дом в коттеджном поселке, со всей инфраструктурой. Поэтому, наверное, в соотношении "цена и пакет услуг" тоже должен быть какой-то разумный баланс.
Хлебутин: Но вот если продолжить мысль и до конца ответить на вопрос, который задала Ольга, я сказал бы, что одним из самых главных аспектов при рассмотрении вариантов является аспект безопасности. Первое это - возможно ли купить, достает ли денег, есть ли возможность там проживать и так далее, и второй - это вопрос безопасности. Безопасности личной, безопасности жилья, безопасности детей.
Бадьева: А что имеется в виду - охраняемая территория или еще что-то?
Хлебутин: Ограниченный доступ на территорию посторонних лиц... Даже не в этом дело. Ведь можно поставить кремлевских курсантов, подрядить бабушку со шваброй и свистком. Вопрос даже не в этом - можно перелезть через забор. Вопрос в однородности социальной среды, людей, которые пребывают на этой территории. Если я, например, оставил на этой территории автомобиль с открытым окном и там внутри лежит барсетка, то я почти уверен - это может простоять день, два, три: никто не залезет в этот автомобиль и не поинтересуется содержимым этой барсетки. Вот в чем дело.
Богданов: А кстати говоря, что касается "Княжьего озера", были там случаи краж, нападений, каких-то происшествий таких?
Хлебутин: Происшествия всякие происходят. Потому что понятно, что период стройки, период перенасыщения территории, ну, не вполне понятными людьми, и не обязательно строят компании, это могут быть и люди, которые купили себе коттедж, и что-то достраивают. Вот вопрос частоты, статистически значимого количества этих случаев - конечно, нет. Не зарегистрировано. Вот что-то отдельное происходило, безусловно, за всю историю существования поселка. Вопрос: в других местах так или иначе? Вот в чем дело. Здесь вполне благополучно, если резюмировать.
Богданов: Так. Безопасность, что еще?
Хлебутин: Безопасность и комфорт для детей. Ведь вот смотрите, Юрий, я думаю, что вы согласитесь, что во многом то, какими мы стали в нашем возрасте, я льщу сам себе, когда говорю о нашем возрасте, - это во многом влияние улицы, влияние двора, влияние наших школьных или уличных друзей-соседей. Это двор, это ближайшее окружение, внеродительское окружение. Так вот вопрос о внеродительском окружении в этом месте. Я вам приведу такой пример: на территории "Княжьего озера" есть дерево счастья. На этом дереве 36 замочков. Это 36 вновь образовавшихся семей, семей в принципе из однородного социального круга.
Бадьева: То есть молодые люди уже там познакомились?
Хлебутин: Абсолютно так. Ведь посмотрите, они приехали туда 15-ти и 16-ти летними.
Бадьева: Мне кажется это очень хороший рекламный ход... Мне кажется, многие одинокие и молодые люди и девушки - это достаточно привлекательно, если ты знаешь, что и однородная среда, и можешь найти там свою вторую половину... Это очень здорово.
Хлебутин: И главное, что... я ничего не имею против жителей Бутова, но это не "бутовские невесты", вот какая история.
Бадьева: Да. А что касается непосредственно самого поселка и домов. Сколько домов? И поподробнее можно: из чего они, что там есть такого интересного, может быть, какие-то новинки в строительстве, в строительных технологиях.
Хлебутин: Ну дома - из строительных материалов, если говорить в общем.
Богданов: Понятно. Слава богу.
Хлебутин: Да. Какое количество? Более полутысячи. Ближе к шестистам. Это большой мегапоселок, с развитой дорожной и тропиночной сетью, прогулочными зонами.
Бадьева: Это много считается в рамках загородной недвижимости?
Хлебутин: Это считалось неподъемно много. И вот группа компаний "Сапсан" первой построила коттеджный поселок на территории России. Ведь само слово "мегапоселок" родилось в недрах компании "Сапсан". Это был социальный запрос, который мы почувствовали и отреагировали на него. Мы создали некую территорию, огородили эту территорию, сделали ограниченным доступ посторонних и безопасность в 90-х годах, поверьте... этот аспект имел очень серьезное значение. Далее уже по инерции. Вот так вот.
Бадьева: Вот такое большое количество - это хорошо все-таки или плохо?
Богданов: Вот да, Валерий Георгиевич? Я с критической точки зрения, как всегда. Ведь у многих создается ощущение, что коттеджные поселки - это как такой муравейник. Вот стоят дома окна в окна, маленькие заборчики, и все друг друга видят, и в общем-то советскому человеку, который привык к тому, что номенклатура у нас всегда жила за высокими заборами, в лесу, дом не было видно, такой европейский стиль, не всегда привычен и не всегда понятен. Хотите сказать европеизируемся потихоньку?
Хлебутин: Нет. Мы просто предоставляем возможность выбора. На территории "Княжьего озера" есть участки, размер которых равен 7-ми гектарам, внутри поселка. И если вам позволяет фантазия купить такой участок - такая возможность предоставляется. Но мы люди все-таки достаточно открытые, демократичные, мы все более становимся европейцами, и тот аспект, о котором вы сказали, он не напрягает людей, способных мыслить трезво и объективно. Нет такой проблемы. Это не проблема.
Бадьева: Но все-таки... Когда хочется сбежать из городской суеты, может быть, даже совершенно не хочется видеть соседей... и вот это вот большое количество... Ты знаешь вроде бы, это такая большая деревня. Не мешает?
Хлебутин: Ольга, не мешает. Я с некоторой иронией хочу ответить на этот вопрос. Когда живешь в коттеджном поселке, я сам там живу, наоборот, есть иное желание, хочется кого-то видеть, потому что дорожно-тропиночная система...
Бадьева: Но ведь... да, известно, что в Москве даже в пределах одного подъезда люди часто не знают друг друга и не общаются. Вот у вас как?
Хлебутин: Я не убежден, что каждый знает каждого, все-таки это достаточно большой поселок, и огромные возможности по личному выбору. Это зависит от того, хочу я кого-то знать или не хочу. Но в поселке устраиваются общие праздники: день поселка, соседи-патио, и т.д. Отмечаются Масленица, Новый год и так далее. Это все происходит очень дружно и здорово. Более того, если к вам нагрянула толпа друзей, которые грозят вашему газону, а газон - это очень сложна агрокультура, за которой надо ухаживать, это очень серьезно, то нет никакой проблемы: на территории имеются места, куда вы со всей своей толпой можете пойти. На набережную, там есть места, костровища, сидите, отдыхайте на чужой территории. Купив 1 метр, квадратный метр, на территории поселка, жители становятся владельцами всей территории. А вся территория подчинена логике - создать безопасную, комфортную, уютную, красивую, с премиальными видовыми характеристиками среду. С огромной инвариантностью возможностей.
Богданов: А сколько же стоит этот квадратный метр? Ну и вообще, по ценовой политике, если можно, сориентируйте.
Хлебутин: Ну вот я только что сказал вам, что мы буквально одну неделю назад, в прошлую субботу, сбросили цену до 60-ти процентов. И дом полностью готовый к проживанию, абсолютно полностью, обставленный мебелью, техникой, со всеми необходимыми для жизни составляющими, с техникой, с телевизорами, с микроволновыми печами, и так далее на территории поселка премиум-класса "Княжье озеро", площадь участка до 11 соток, 10-11 соток, таких, правда, не очень много домов осталось, сметают - 490 тысяч долларов. Вы знаете, это абсолютно беспрецедентная цена. Для кого-то она звучит как абсолютно недостижимая. Но тем не менее. Отложенный спрос на эту цену очень велик.
Богданов: Да в общем-то, по большому счету, это цена двухкомнатной квартиры где-нибудь... ближе к МКАД.
Хлебутин: Абсолютно верно, Юрий. Даже однокомнатной.
Богданов: Хорошо, ну а для тех, у кого этих денег нет, можно что-то предложить из коттеджного строительства?
Хлебутин: Да, ведь мы скинули цену не только на "Княжьем озере", но и еще на одном своем поселке "Ла-Манш". Этот поселок находится тоже в зоне нормальной доступности, по Новой Риге. Я скажу, что езды до него... 32-33 минуты от МКАД, это 54 километра. Я говорю об очень спокойной женской езде на маленьком автомобиле.
Бадьева: Ну и воздух чище. От Москвы дальше.
Хлебутин: Да, и воздух чище. 99 тысяч рублей сотка, с коммуникациями. Точно так же, как в "Княжьем озере" за забором, с дорогами с твердым покрытием, газ, вода, электроэнергия, канализация, да еще и плюс возможность построить по премиально хорошему проекту, рафинированно хорошие проекты, дроуманские, фирменные, очень хорошо и очень быстро, в течение 4х месяцев. А хочешь - просто бери землю и строй сам.
Бадьева: Поселок находится еще в стадии строительства?
Хлебутин: В очень активной стадии, потому что коммуникации все проложены, дороги проложены, периметр есть, въездная группа построена, он в принципе сдается уже целиком и полностью в 15-м году.
Богданов: Да. Ну что ж. Эфир наш в этой своей части подходит к концу. Благодарим вас за подробный интересный разговор. Напомним, что в гостях у нас был генеральный директор компании "Сапсан- Недвижимость" Валерий Хлебутин.