Начало Россия успешно заменила США в объятиях с Китаем
Персоны
Отношения России и Китая. Проблема мигрантов в Европе. Обстановка на Украине. Гость - гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Ведущие "Вестей ФМ" - Гия Саралидзе и Александра Писарева.
Саралидзе: Я предлагаю начать с визита президента России в Китай. По-разному комментировали это, в зависимости от того, к какому спектру политическому комментаторы принадлежат. Кто-то говорил о том, что китайцы всячески делают вид, что с нами дружат и готовы на экономические какие-то союзы и сотрудничество. С другой стороны, очень тяжелые переговорщики, и мало что получается. С другой стороны, есть конкретные вещи, конкретные договоренности, которые появились в последний день, о которых многие сказали, что не ожидали. Как вы оцениваете?
Михеев: С Китаем всегда было сложно и будет сложно: если в договоре есть возможность не платить - Китай не платит. Это известно всем, не только россиянам. Это известно и европейцам, и американцам. Все страдают от такого способа китайского бизнеса. Надо сказать, что Китай последнее время, понимая, что он является стратегическим союзником России, не то, что ведет себя несколько своенравно, но старается получить от этого максимальную выгоду. Странно обвинять Китай в том, что он это желает делать. Другое дело, что Китай прекрасно понимает, что давить бесконечно на Россию не удастся, и в этой связи, я думаю, что многие проекты, которые сначала считаются успешными, потом провальными, типа "Силы Сибири" и так далее, они будут реализованы, но в несколько видоизмененном виде.
Теперь главное - найти вот этот консенсус между сторонами для того, чтобы реализация все-таки состоялась. Да, в последнее время Китай реализует только те проекты в отношениях с Россией, которые ему выгодны. Например, строительство моста через Амур - то, что входит в концепцию нового "Великого шелкового пути". Да, он старается переложить на Россию финансовые обязательства для развития и реализации инфраструктурных проектов, которые изначально договорено делить вместе. Но, к сожалению, я вынужден констатировать, это пробелы и просчеты российских переговорщиков, которые просто поверили китайской стороне, а этого делать не стоит. Это знает любой китаевед. Вот в таком сложном ключе мы работаем. Но мы же работаем.
Саралидзе: Это главное.
Михеев: Да.
Саралидзе: По поводу взаимоотношений России и Китая. На то, как развиваются эти отношения, всегда очень внимательно смотрят с Запада - и Соединенные Штаты Америки, и европейцы. И по тем публикациям, которые были, они часто анализируют даже на уровне того, как лидеры говорят, что делают. Я помню, когда был парад 9 мая в Москве, как всех всполошило где-то даже неформальное общение двух лидеров. Оно было и сейчас. И сейчас это вызвало. Просто боятся этого альянса?
Михеев: Сначала европейцы обеспокоились поворотом России на Восток в сторону Китая, затем хихикали, потому что осведомлены о некоторых особенностях китайской политики, затем обеспокоились еще больше. Более того, тому же Бараку Обаме было предъявлено его политическими оппонентами, что он толкнул Россию в объятия Китая. Это факт. Надо сказать, что Россия успешно заменила США в этих объятиях. Для России - это тоже вполне себе спорный момент: насколько долго эти объятия будут продолжаться. Но западная пресса и западные эксперты, и западные политики до конца еще не выработали доминирующей точки зрения, которой они будут придерживаться относительно союза России и Китая. Он им не нравится - это совершенно точно. Они чувствуют определенную ревность. Но, я бы даже сказал, что российская сторона пыталась вызвать эту ревность как раз с таким резким поворотом на Восток. Этого можно было не делать, но мы сделали это демонстративно и очень однозначно, чем вызвали правильные реакции.
Полностью слушайте в аудиоверсии.