Картинка

Начало Обязательства приняты: “Бинбанк” позаботится о клиентах "Пробизнесбанка"

28 августа 2015, 08:05

Персоны

12 августа Банк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у московского "Пробизнесбанка", который входил сотню крупнейших финансовых организаций страны. Банк проводил высокорискованную политику и размещал деньги в низкокачественные активы. В результате кредитная организация полностью утратила собственные средства. Часть активов и обязательств банкрота была приобретена "Бинбанком". Что ждёт вкладчиков финансовой организации? Не потеряли ли они свои сбережения? Столкнуться ли клиенты с какими-то проблемами? Об этом и многом другом в утреннем эфире "Вестей FM" рассказал старший вице-президент "Бинбанка" Пётр Морсин.

Писарева: У нас в гостях старший вице-президент "Бинбанка" Пётр Морсин. Здравствуйте.

Морсин: Здравствуйте.

Саралидзе: Здравствуйте, Пётр. Рад вас вновь видеть в нашей студии. Основная тема, о которой хотелось бы поговорить, - это всё, что связано с покупкой "Бинбанком" части активов и обязательств "Пробизнесбанка". Действительно, многие говорят об уникальности того, что произошло. Наши слушатели очень хорошо знают (мы часто об этом говорим в эфире), что Агентство по страхованию вкладов при отзыве лицензии у какого-либо банка выбирает банк-агент, через который осуществляются выплаты страховой суммы.

Морсин: Да, 1 миллион 400 тысяч, насколько я помню.

Саралидзе: Да. Тот случай, о котором мы сегодня будем говорить, принципиально другой. В чём разница?

Морсин: Вы сказали про приобретение части активов и пассивов "Пробизнесбанка". Тут для вкладчиков наиболее важна сама суть - что произошло по итогам этой сделки. Сегодня ни один вкладчик "Пробизнесбанка" (у этого банка была отозвала лицензия в середине августа), ни одно физическое лицо не потеряло свой вклад. Это ключевой момент. При этом, независимо от суммы - либо это 1 миллион 400 тысяч, либо это 2 миллиона, 5 миллионов рублей, все суммы вкладов, все суммы процентов сохранены. Это ключевой посыл, который для вкладчиков очень важен.

Писарева: То есть они автоматически стали вкладчиками "Бинбанка".

Морсин: Верно. Они автоматически 26 августа стали вкладчиками "Бинбанка". Это значит, что "Бинбанк" с 26 августа отвечает за все обязательства перед вкладчиками.

Писарева: И ничего переоформлять не надо.

Морсин: Нет. Это тоже ключевой момент.

Саралидзе: А что значит "автоматически"? Все-таки нужно переоформить депозитные договоры, например?

Морсин: На самом деле это самый распространённый вопрос. Мы рассчитывали, что, наверное, самый распространённый вопрос будет - "Где деньги забрать?". Получилось так, что в первый день я сам обежал офисы (московские, конечно). Когда мы начали обслуживать вкладчиков "Пробизнесбанка" в офисах "Бинбанка", люди задавали очень простой вопрос: "А нужно ли было приходить?". Или: "Каким образом я могу подтвердить, что сегодня я уже стал вкладчиком "Бинбанка"?". Поэтому ответ очень простой: "Приходить не нужно. Все обязательства приняты". "Бинбанк" очень чётко ведёт весь реестр вкладчиков. Это автоматизированная система, она сегодня, по сути, уже передана "Бинбанку". Если у вас есть необходимость проверить - а есть ли вы в этом реестре, не потерялась ли ваша фамилия, сумма вклада и так далее, имеет смысл прийти в отделение "Бинбанка", который на сегодня уже обслуживает вкладчиков "Пробизнесбанка", и "Бинбанк" выдаст справку с печатью, что - да, на самом деле у такого-то человека есть вклад на такую-то сумму на сегодня уже в "Бинбанке".

Саралидзе: Вообще, психологически, конечно, для человека это свойственно. Ну, ты был вкладчиком одного банка, и вдруг раз так получилось, что ты работаешь теперь с другим банком. Нужно удостовериться, что твои деньги ещё лежат.

Морсин: Тут ещё есть другой фактор. Объективно люди пережили очень тревожное время с момента, когда лицензия была отозвана. Потом было принято решение по такой схеме проводить выплаты вкладов в полном объёме. Потом посредством конкурса был выбран победитель конкурса, который, собственно, приобрёл и активы, и обязательства по вкладам. Конечно, скажем, было такое турбулентное время, время неопределённости. Я думаю, многие, как мне кажется, если на себя примерить, смирились с тем, что они получат сумму в пределах этого страхового возмещения (1 миллион 400 тысяч). Поэтому это очень хорошая, позитивная новость. Я думаю, это одна из немногих позитивных новостей текущей недели на финансовом банковском рынке.

Писарева: Нам пишут слушатели. Говорят: "Необязательно же приходить. Наверняка есть какой-то телефон".

Морсин: Да, конечно. Есть специально выделенная линия. Я не хотел бы сейчас диктовать телефон. Вы можете ознакомиться с ним на сайте "Бинбанка". Есть ссылка на сайте Агентства по страхованию вкладов. Поэтому всё открыто. Специально сделана горячая линия, которая работает только с вкладчиками бывшего "Пробизнесбанка", которые сегодня стали вкладчиками "Бинбанка".

Саралидзе: А вообще, насколько такой способ, такая схема распространена сейчас?

Морсин: Насколько мне известно, именно такая схема - первая. Или одна из первых. Мы называем её уникальной. Насколько я помню, по своему же опыту, в конце 2000-х годов один из московских банков тоже передавал на обслуживание другому, более крупному банку, своих вкладчиков. И, по-моему, там через 2-3 месяца была отозвана лицензия. Тут тематика, в чём её уникальность и нестандартность для российского рынка - она немного другая. У банка уже была отозвана лицензия, и потом Агентство по страхованию вкладов при поддержке Банка России реализовало такую хорошую схему, когда вкладчики (ещё раз подчеркну) все свои вклады в банке, у которого была отозвана лицензия, сохранили.

Саралидзе: Понятно, что у вас появились фактически новые клиенты, которые перешли от другого банка. С одной стороны, понятно, что они могут получить свои сбережения. Вы об этом сказали. Технически это сложно для них?

Морсин: Нет, это несложно. И на сегодня мы сделали максимально открытой информацию по отделениям в стране. Ведь "Пробизнесбанк" - это банк с широкой географией. У него, по-моему, под 200 городов, более 200 отделений. В основном города, надо сказать, небольшие. Сама процедура выдачи вкладов была сложной, потому что нам необходимо было за короткий промежуток времени перезапустить все процессы банка, работа которого была приостановлена. На сайте есть список этих отделений. На сегодня каждый вкладчик по перечню этих отделений может прийти в "Бинбанк". Там очень чётко всё расписано. Вплоть до того, что мы сделали (опять же, для удобства вкладчиков) в каким-то офисах, особенно в Москве, чтобы не было сложностей, дискомфорта, потому что много людей может прийти, особенно в первые дни, предложение вкладчикам: если ваша фамилия начинается на "А", приходите в такой-то офис. И так далее по алфавиту. Распределили фамилии.

И ещё мы приняли важное решение для вкладчиков небольших городов. Я вчера полтора часа общался на прямой линии с вкладчиками, и мне звонили практически со всей страны. В основном, надо сказать, звонили из небольших городов, с населением до 50-100 тысяч. Мы приняли решение и в этих городах, чтобы людям не приходилось ездить на какое-то расстояние (например, в областной центр или наиболее крупный город), тоже развернуть сеть отделений "Бинбанка" на базе отделений "Пробизнесбанка", чтобы вкладчикам было комфортно, по крайней мере в первое время, с "Бинбанком" определиться. Вся эта информация тоже есть на сайте "Бинбанка", можно спокойно её посмотреть.

Саралидзе: Я правильно понимаю, что для банка сохранить клиентов - это тоже и интерес, и, собственно, бизнес? Вот вы что-то делаете, чтобы эти клиенты, которые, как вы правильно сказали, пережили довольно стрессовые времена, остались с вашим банком?

Морсин: Мы обсуждали эту тематику с руководством "Бинбанка", с председателем совета директоров Михаилом Шишкановым - насколько имеет смысл на сегодня данным вкладчикам делать какие-то спецакции, предложения. Мы посчитали, что в данной ситуации это неуместно. Важно, чтобы люди, которые пережили определённое тревожное время, с холодной головой, абсолютно спокойно, во-первых, удостоверились, что вклад на сегодня на месте, что он передан на обслуживание крупному федеральному банку. И важно, опять же подчеркну, чтобы люди именно сами приняли решение - остаются ли они с "Бинбанком", продолжают ли дальше работать. Проценты все сохранены, они также переданы на тех условиях, которые были в "Пробизнесбанке", в "Бинбанк". Это тоже важно. То есть либо остаться с "Бинбанком", либо найти более удобный банк, либо более выгодное предложение, процентную ставку - мало ли... Поэтому здесь спецакций, наверное, не будет. Мы решили так, что это, наверное, неуместно именно в этой ситуации.

Саралидзе: А есть у вас какие-то прогнозы по поводу того, останутся ли клиенты?

Морсин: Знаете, мы первые два дня отработали с вкладчиками бывшего "Пробизнесбанка". Понятно, первый день формировалась очередь. Но я могу сказать, что на сегодня коэффициент, скажем так, удержания вкладчиков, когда вкладчики переходят, люди интересуются, спрашивают, так вот, коэффициент удержания - порядка 60%. То есть 60% людей приходят, узнают по сроку вклада сумму, всё ли в порядке, и процентов 60 оставляют свой вклад. Я считаю, что это хороший коэффициент удержания. По крайней мере, то, что мы видим впервые дни, говорит о том, что люди почувствовали важность этой схемы, почувствовали именно по обслуживанию вкладов бывшего "Пробизнесбанка". И они почувствовали, конечно, поддержку. Все сделки по этой схеме давали Агентство по страхованию вкладов, Банк России.

Писарева: То есть людям будет удобно и привычно ходить в те же самые места, просто под другим именем.

Морсин: Да. Другое дело, что мы, конечно, не можем сегодня твёрдо сказать, что мы будем всегда присутствовать в малых городах. Но мы посчитали важным, несмотря на то, что это не столь выгодно для банка, развернуть такую сеть, по сути, как я уже говорил, перезапустить весь механизм работы региональной сети. Здесь важнее вопрос не выгоды, а именно комфорта вкладчиков.

Саралидзе: Видимо, ваши клиенты пишут нам на СМС-портал. Вот Елена написала: "Что с картами?"

Морсин: По картам. Мы, понимая важность остатков на счетах по картам (я думаю, речь идёт об остатках на счетах вкладчиков, текущие счета, к которым привязаны банковские карты), приняли все обязательства по картам физических лиц. На сегодня у нас эта информация тоже есть в "Бинбанке". Другое дело, что, конечно, данную карту имеет смысл перевыпустить уже в "Бинбанке", а этот остаток, с которым всё в порядке, который хранится в "Бинбанке", перевести уже на карту, которая открыта в "Бинбанке".

Саралидзе: Тут пишут ещё: "Проценты по вкладу перечисляются на карту. Как ими пользоваться?"

Морсин: Это такой же механизм. На самом деле карта - это, по сути, средство доступа к текущему счёту. Текущий счёт может быть с картой и без. В данном случае вся эта ситуация, к сожалению, привела к тому, что держатели этих текущих счетов потеряли один из способов доступа - через банковскую карту - к своему текущему счёту.

Писарева: Но ведь восстановить можно.

Морсин: Да, с текущим счётом всё в порядке. Он учтён. Все накопленные проценты хранятся. Поэтому либо можно будет сделать заявление и перевести на счёт в "Бинбанке", на счёт в любом другом российском банке, либо, как я уже сказал, просто перевыпустить карту, взять карту "Бинбанка" и туда перевести остаток по счёту.

Саралидзе: Очень много вопросов по поводу юрлиц. Видимо, это те люди, чьи фирмы имели там счета.

Морсин: Юридические лица в периметр этой сделки не вошли. Скажем так, мы абсолютно чётко понимали, что задача "Бинбанка" - выполнить обязательства перед вкладчиками. Отчасти это социальная функция банка. Поэтому юрлица не входят в периметр сделки. Информацию о том, как конкретно проходит процедура работы с юридическими лицами, у которых остались деньги в "Пробизнесбанке", правильнее всего узнать через Агентство по страхованию вкладов. Там есть профессиональная информация, профессиональный сайт, очень доступный и внятный. Опять же, есть контакт-центр Агентства по страхованию вкладов, куда можно позвонить. По сути, таких вопросов будет очень много. Не только по юридическим лицам, но и по самым разным сферам и функциям работы банка. Поэтому здесь правильнее будет позвонить именно в Агентство по страхованию или почитать информацию на сайте.

Писарева: Возвращаясь к обслуживанию частных лиц. Вы уже говорили, что не будет особых условий для клиентов "Пробизнесбанка". "Пробизнесбанк" и "Бинбанк" отличались по масштабу - это понятно. И всё же, какие преимущества получают клиенты "Пробизнесбанка", автоматически становясь клиентами "Бинбанка"?

Морсин: На вкладном рынке России мы - абсолютно точно одни из, знаете, как говорят, маркет-мейкеров. Мы во многом (как частный банк, я подчёркиваю это) формируем этот рынок. Наши предложения, те же самые вкладные, я считаю, всегда одни из наиболее интересных. Я считаю, что важно, помимо доходности, которую может выбирать или искать по рынку вкладчик, ещё обслуживаться и работать с крупным именно федеральным частным банком. В банке есть широкая линейка любых других продуктов, которые не связаны напрямую с вкладной тематикой. Допустим, широкая линейка банковских карт, кредитных карт. Очень развит комиссионный бизнес, связанный с обслуживанием коммунальных платежей, проще говоря, всех наших ежедневных потребностей. Широкая банкоматно-терминальная инфраструктура. Поэтому здесь, я думаю, набор преимуществ точно достаточно внятный. Я бы не стал говорить о том, что в "Бинбанке" только лишь более высокая процентная ставка по рынку. Я считаю, что этим конкурировать неправильно. Важен фактор надёжности, уверенности.

Саралидзе: В наше время - точно.

Морсин: Именно для вкладчиков банка, у которого была отозвана лицензия. Я думаю, что причастность к более крупному банку, более крупной, уверенной, надёжной системе - это очень важно для вкладчиков.

Саралидзе: На мой взгляд, в последнее время это на первый план вышло. Вот в ходе сделки, я там посмотрел цифры, вкладов прибавилось на 25 миллиардов, если я не ошибаюсь.

Морсин: До 25 миллиардов. "Копейки" что называется.

Саралидзе: Требует ли это дополнительной ликвидности для вашего банка? Чтобы быть уверенным, что вы можете исполнить все свои обязательства перед клиентами.

Морсин: Понимаете, нельзя говорить о том, что эта сумма несерьёзная или незначительная. Конечно, сумма в 25 миллиардов рублей - это очень серьёзная сумма вкладов, очень серьёзная сумма накоплений россиян. Но для баланса именно "Бинбанка" либо группы "Бинбанк" данная сумма никакого критического значения не имеет. На сегодня средств населения в группе "Бинбанк" - около полутриллиона рублей. И ещё немаловажно, что против вот этой суммы вкладов банк выступил приобретателем высоколиквидных активов. Поэтому здесь, условно говоря, с одной стороны баланса мы видим классические высоколиквидные активы, а с другой стороны баланса мы видим обязательства перед вкладчиками. Поэтому даже в случае необходимости 100-процентной выплаты всех вкладов бывшим вкладчикам "Пробизнесбанка" мы к этому абсолютно точно готовы. Никакой критической ситуации для группы "Бинбанк", для "Бинбанка" в частности, это точно не создаст.

Саралидзе: А вот вы сказали - "высоколиквидных активов". Если не секрет, что это за высоколиквидные активы?

Морсин: Тут немаловажно, чтобы, наверное, в большей степени Агентство по страхованию вкладов передавало информацию как участник сделки. Но это достаточно стандартные вещи. Где-то это просто денежные средства. Денежные средства понимаются под высоколиквидными активами. Это, может быть, и есть на самом деле в данной сделке (приоткрою вам завесу) корпоративный кредитный портфель. То есть юридическим лицам были выданы кредиты. По сути, низкорискованные, то есть с понятным уровнем риска. Мы этот портфель анализировали. Мы тоже это понимаем под высоколиквидными активами. Более того, у нас есть пересечение по корпоративной клиентуре. Если мы где-то совпадали по клиентам-юрлицам, которых кредитуем, мы с удовольствием приняли часть такого портфеля, где мы уже знаем и понимаем, что за клиенты, на какие цели им выдавались деньги. Самое важное - мы понимаем, каким образом эти деньги возвращать.

Саралидзе: Пётр, хотелось бы понять. Вы стали победителями конкурса, который объявлялся. В чём состоит этот конкурс? Это что такое?

Морсин: Проводится конкурс. Это стандартная процедура Агентства по страхованию вкладов. Надо сказать, что в этом, наверное, и есть особенность любого конкурса, что мы не знаем и, видимо, никогда не узнаем детали, каким образом был выбран именно "Бинбанк". Я как человек, который организует в "Бинбанке" различного рода тендеры, конкурсы и так далее, могу предположить, что, видимо, тут стандартные правила. Тот банк, который дал наилучшие предложения, в данном случае понятные Агентству по страхованию вкладов, и был выбран в качестве победителя.

Писарева: Ещё раз просят повторить. Просто у нас сразу два вопроса на тему того, нужно ли как-то переоформлять отношения с "Пробизнесбанком".

Морсин: Нет. С 26 августа все вкладчики "Пробизнесбанка" стали автоматически вкладчиками "Бинбанка".

Саралидзе: У нас оказалось очень много общего. Ваши клиенты оказались нашими слушателями. Судя по СМС-порталу. Действительно, очень много вопросов. Они, правда, повторяются. Но мы практически все их задали. Но это факт. Большое спасибо. Пётр Морсин, старший вице-президент "Бинбанка" был у нас в гостях. Надеюсь, не в последний раз.

Начало. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация