Начало Средний бизнес стал еще более перспективным
Персоны
Поддержка среднего бизнеса. Гость - член правления банка ВТБ Чаба Зентаи.
Ведущая "Вестей ФМ" - Александра Писарева.
Писарева: В этой студии мы уже не раз говорили о поддержке малого бизнеса, о том, как ему существовать в нынешних условиях. Пришла пора уделить время и среднему бизнесу. Сегодня будем беседовать с Чаба Ласловичем Зентаи, членом правления банка ВТБ.
Чаба Ласлович, здравствуйте! В основном понятие среднего бизнеса идет рука об руку с понятиями малого и крупного бизнеса, но остается как-то на заднем плане, как такая нагрузка к предприятиям этих категорий. Вы в апреле прошлого года в вашем банке выделили отдельное направление по работе именно со средним бизнесом. Как известно, с тех пор в экономике страны многое изменилось. Вы по-прежнему считаете это направление перспективным?
Зентаи: Естественно. Мы считаем его не только перспективным, но мы считаем, что в нынешних условиях этот сегмент как раз стал еще более перспективным. Мы намерены предложить компаниям среднего бизнеса уникальную продуктовую линейку. Эту линейку мы постоянно расширяем, и как раз это дает нам возможность обслуживать очень качественно данных клиентов. Что касается текущего рынка, я бы не сказал, что те сложности, которые действительно наблюдаются, они сильно влияют на общую клиентскую базу данного сегмента, потому что в компании вложен достаточно большой капитал, чтобы пережить некие трудности на рынке. И они еще не очень большие, значит, они поворотливые, они очень быстро и достаточно активно реагируют на любое изменение рынка, то есть нынешние условия как раз дают возможность расти для данного сегмента.
Писарева: Чаба Ласлович, понятно, что поддержка бизнеса - дело в чем-то благородное, но ведь банк должен отстаивать и свои интересы. Какие пути снижения собственных рисков, которые бы учитывали и интересы ваших клиентов, сегодня есть в банке ВТБ?
Зентаи: Наш подход к рискам не изменился, и мы не считаем, что те изменения, которые произошли на рынке, должны были вызвать некие изменения. Единственное, что мы все знаем, что процентные ставки резко выросли в декабре и, соответственно, всем банкам, наверно, необходимо пересчитать ту долговую нагрузку, которая терпима еще для клиентов среднего бизнеса. Просто слишком высокие проценты отвлекают денежные средства от погашения основного долга. Помимо этого, мы ничего не изменили и не намерены менять. Наоборот, следом за Центробанком, который уже ведет достаточно активный курс снижения ставок, мы также снижаем ставки для наших клиентов и потихоньку, но стремительно возвращаемся к тому режиму работы, который характеризовал нас еще год назад или полтора года назад.
Писарева: То есть даже условия к заемщикам не изменились и жестче не стали?
Зентаи: Да, можно так сказать.
Писарева: Чаба Ласлович, а в чем, на ваш взгляд, заключается специфика работы банков со средним бизнесом именно в регионах, чем этот бизнес отличается от столичного бизнеса?
Зентаи: С одной стороны, все то же самое. С другой стороны, очень много таких нюансов, которые действительно характеризуют региональный рынок, если сравнить с Москвой. Во-первых, типичный разговор в регионах начинается с вопроса: а у вас какие ставки? В Москве этот же разговор начинается с вопроса: как вы быстро вы можете утвердить кредит? Это уже показатель того, что в Москве скорость принятия решения является намного важней, чем в регионах. Там, я бы сказал, наоборот, считают деньги более кропотливо, зато можно сказать, что в конечном итоге ставки в регионах не ниже московских ставок.
Писарева: У вас есть такое понимание специфики именно региональных клиентов. На ваш взгляд, какие основные преимущества банк ВТБ может предложить для них?
Зентаи: Во-первых, есть региональная специфика - на Юге, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, то есть разные отрасли требуют разных условий, разных продуктов. Мы предоставляем весь спектр услуг и продуктов, соответственно, в каждом регионе для любой отрасли мы можем предлагать наиболее эффективные и идеальные для клиента продукты и услуги. Второе, мы всегда отличались и особо за последние год-полтора еще сильнее отличаемся от наших конкурентов, что касается именно скорости и качества принятия решения, соответственно, если клиент обращается к ВТБ, он может быть уверенным, что быстро и очень прозрачно будет принято решение.
Писарева: И все же, у вас в банке существует большое, глобальное направление, но какие антикризисные инструменты вы можете выделить, которые пользуются особым спросом у регионального бизнеса?
Зентаи: Я бы не сказал, что это реально такие антикризисные продукты, но есть некоторые, которые стали очень востребованными за последнее время, - это централизация, я бы сказал, казначейских функций. У клиентов есть много разных компаний, которые имеют большое количество юрлиц, и управлять финансами этих иногда очень мелких юрлиц неэффективно, если ты не имеешь какой-то эффективный банковский инструмент, банковской системы, которые позволяют это делать автоматизировано. ВТБ как раз предоставляет вот такую систему. Это, я бы сказал, - самый востребованный продукт на данный момент. Что касается именно антикризисных мер.
Писарева: Действительно, если банковскую деятельность можно условно поделить на два таких блока - финансирование и обеспечение расчетов, - то транзакционный бизнес, я так понимаю, есть это самое обеспечение расчетов, да?
Зентаи: Естественно. И тогда транзакционный бизнес для ВТБ всегда был одним из приоритетных, я бы сказал, бизнес-задач, и на данный момент в нынешних условиях мы развиваем еще активнее транзакционный бизнес.
Писарева: В чем конкретно он проявляется, какие плюсы может принести именно региональным клиентам, если тоже говорить о специфике?
Зентаи: Расчетный центр клиента - это как раз та самая казначейская функция, о чем я уже говорил. Это одна из тех функций, которые мало кто вообще предлагает на российском рынке. Я вас уверяю, такого решения, которое предлагает ВТБ, ни у кого нет, это раз. Два - исторически так сложилось, что ВТБ является лидером, что касается документальных операций, то есть это гарантии и аккредитивы, то мы всегда былы очень сильны в этой сфере. И по-прежнему мы предлагаем самые-самые, я бы сказал, продвинутые продукты для клиентов среднего бизнеса.
Третий очень важный момент: ВТБ - это единственный российский банк, который имеет филиал в Китае, то есть у нас есть полноценная банковская лицензия в Китае, соответственно, мы являемся реальными маркмейкерами, что касается прямых расчетов юань-рубль, соответственно, большинство тех транзакций, которые производится именно между российскими и китайскими предприятиями, проходят через наш банк.
Писарева: Чаба Ласлович, если вернуться от транзакционного бизнеса к кредитованию, сейчас многие банки ограничили или совсем приостановили кредитование. ВТБ продолжает финансировать компании. Как изменилась ваша кредитная политика, и, может быть, теперь действуют другие приоритетные направления?
Зентаи: Особо мы не изменили свою кредитную политику. Мы частично это уже обсуждали. Зато есть приоритетные отрасли, которые мы считаем, что они являются наиболее перспективными. Это именно компании, которые обслуживают госзаказы, предприятия, которые участвуют в реализации разных программ импортозамещения, в основном это пищевая промышленность и сельское хозяйство. Естественно, есть еще разные отрасли, где производство является стратегическим направлением - это IT, текстильная промышленность, например, тоже хорошо развивается, машиностроение.
Писарева: Тем не менее, на положительное решение о кредите могут рассчитывать представители разных отраслей, но это не означает, что именно этим вы уделяете особое внимание, а к другим менее лояльны?
Зентаи: Естественно. Я озвучиваю те отрасли, которые на данный момент мы считаем самыми перспективными, самыми приоритетными, что касается кредитования. Мы кредитуем абсолютно все без исключения российские отрасли экономики и, конечно, мы пытаемся работать с теми предприятиями, которые имеют чистую прозрачную стратегию, которая нам понятна, и таким образом мы можем их на долгосрочную перспективу финансировать.
Писарева: Чаба Ласлович, не так много времени у нас осталось, хотелось задать еще один вопрос: как мы и говорили, вы постоянно находитесь в контакте с представителями среднего бизнеса, поэтому можете отследить их настроение. Меняется ли что-нибудь сейчас в подходе к бизнесу, к уровню запроса кредитования в регионах?
Зентаи: Изменения происходят постоянно. Я бы начал с декабря месяца, когда после принятия решения Центробанком поднятия ставки до 17%, спрос на кредитование, естественно, резко упал. В январе спад еще усилился, зато в феврале уже мы видели некий рост спроса на кредитование, но в феврале и марте это был исключительно спрос на короткие деньги, то есть это оборотное кредитование. В апреле и особенно в мае ставки уже потихоньку опустились до более терпимого уровня, соответственно, вернулся спрос на инвестиционные кредиты. Рынок очень динамично меняется и, конечно, мы даже не следуем за рынком, а вместе с рынком мы пытаемся предлагать нашим клиентам лучшие условия.
Писарева: Чаба Ласлович, спасибо большое. Думаю, что к теме кредитования бизнеса мы еще вернемся в последующих эфирах. Напомню, говорили мы с членом правления банка ВТБ Чаба Ласловичем Зентаи.
Зентаи: Спасибо.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"